Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
8 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 1
Раздел. Технологии в энергетике.
Тема урока. Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией производства, преобразования, распределения, накопления и передачи энергии; научить школьников характеризовать актуальные и перспективные технологии в области энергетики, профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологиях производства, преобразования, распределения, накопления и передачи энергии на уровне осмысления, запоминания, узнавания объектов;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать), умений учебного труда (наблюдать, осуществлять самоконтроль);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).
Дидактические средства: фото- и видеоматериалы, библиотека кабинета технологии, электронные средства обучения, учебник технологии (§ 1), рабочая тетрадь, персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация фото- и видеоматериалов, работа с учебником, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: энергия, энергетика, теплоэнергетика, электроэнергетика, гидроэнергетика, ядерная энергетика, генератор, электросчётчик.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологиях производства, преобразования, распределения, накопления и передачи энергии, технологических системах, преобразующих энергию в вид, необходимый потребителю, овладение новой терминологией, ключевыми понятиями; получение новых знаний в рамках учебного предмета.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Дайте определение понятия «технология». 2. Какие виды энергии вы знаете? Что такое механическая энергия (вспомните уроки физики)? 3. Назовите невозобновляемые и возобновляемые источники энергии (изученные на уроках технологии в 5 классе). 4. Как получают электрическую энергию (из физики)? Обобщает результаты проблемного диалога. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урок | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы обучающихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания | Понимать значимость целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «энергетика», «теплоэнергетика», «электроэнергетика», «гидроэнергетика». 2. Охарактеризуйте технологии теплоэнергетики и электроэнергетики. 3. Опишите технологии производства, преобразования, распределения, накопления и передачи энергии. 4. Назовите машины для преобразования энергии и устройства для передачи энергии. 5. Укажите, каковы причины и последствия потери энергии для экономики и экологии и каковы пути сокращения потерь энергии. 6. Перечислите достоинства альтернативных источников энергии. 7. Назовите профессии, связанные с технологиями преобразования, распределения и использования энергетических ресурсов. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает разработать план самостоятельной внеурочной исследовательской работы (анализ домашнего энергопотребления); обсудить подготовку к образовательному путешествию. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных технологий энергетики Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей самостоятельной работы (по изучению работы домашнего электросчётчика) в соответствии с её целью и задачами. Выполняют планирование самостоятельной работы. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Понимать и интерпретировать информацию учителя. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Осуществлять самоконтроль процесса и результата выполнения практической работы. Преобразовывать практическую работу в познавательную | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Понимать значимость технологий в практической жизни |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Что такое энергетика? 2. Для чего предназначены генераторы? 3. Чем ядерная энергетика отличается от гидроэнергетики? 4. Какой вред природе могут наносить гидроэлектростанции? 5. Что фиксирует домашний счётчик электроэнергии? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 1 | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Давать определения понятий, обобщать понятия. Делать выводы. Осознанно строить речевые высказывания | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь. Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |