Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
8 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 9 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии художественно-прикладной обработки материалов.

Тема урока. Чеканка.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по изучению технологии изготовления декоративных изделий методом чеканки; научить приёмам чеканки.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о технологии изготовления декоративных изделий чеканкой на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обеспечить усвоение обучающимися приёмов изготовления декоративных изделий из металла чеканкой;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости, силы, координации и т. д.), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), развивать эстетическое начало личности.

Дидактические средства: образцы изделий, выполненных чеканкой, видеоматериалы, слайды, оборудование и инструменты для работы в технике чеканки, рисунки или эскизы для изготовления изделий, заготовки из тонколистового металла, копировальная бумага, карандаши, слесарные ножницы, киянки, облегчённые молотки для чеканки, дрель, свёрла, зубило, чеканы, плоскогубцы, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, лак, кисти; электронные средства обучения, учебник технологии (§ 9), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация приёмов изготовления изделий чеканкой, фронтальный опрос, работа с книгой, практическая работа.

Опорные понятия: чеканка, чеканы: расходник, лощатник, бобошник; расходка с опусканием фона.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологии изготовления декоративных изделий из металла чеканкой; овладение умениями изготавливать декоративные изделия из металла методом чеканки.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Какие способы получения рельефных изображений на тонколистовом металле вы знаете? 2. Приходилось ли вам видеть изделия, изготовленные чеканкой? 3. Какие технологии применяют при работе с тонколистовой заготовкой? Какими инструментами при этом пользуются? Обобщает результаты проблемного диалога. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «чеканка». 2. Что известно из истории о чеканке как способе художественной обработки металла? 3. На каком листовом металле выполняют чеканку? 4. Что представляют собой инструменты — чеканы? В каких случаях применяют расходник, лощатник или бобошник? 5. Из каких пород древесины изготавливают деревянные чеканы? 6. Опишите приёмы работы с чеканами. 7. Изложите технологию плоскорельефной чеканки — расходки с опусканием фона. 8. Перечислите правила безопасной работы при выполнении чеканки. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практическую работу № 11 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных приёмов чеканки. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 11 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 27—32 из учебника (аспект смыслового чтения) Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Понимать значимость декоративно-прикладного творчества в развитии личности
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Где в настоящее время применяют декоративные изделия, выполненные в технике чеканки? 2. Какую работу выполняют с помощью чекана-расходника? 3. Какой чекан используют для выравнивания плоских поверхностей? 4. Каким образом при выполнении чеканки следует держать в руке чекан? 5. Могут ли чеканы быть изготовлены из древесины? 6. Расскажите технологию изготовления плоскорельефной чеканки — расходки с опусканием фона. 7. С какой целью иногда в процессе работы над изделием выполняют термическую обработку заготовки? 8. Как отделывают готовое чеканное изделие? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 9; 2) повышенный уровень: найти в Интернете или других источниках информации декоративные изделия, выполненные методом чеканки, скопировать их изображения для размещения в электронной библиотеке кабинета технологии Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий



Наверх