Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
8 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 2
Раздел. Технологии в энергетике.
Тема урока. Электрическая сеть. Приёмники электрической энергии. Устройства для накопления энергии.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с типами электрических сетей, приёмниками электрической энергии, устройствами для накопления энергии; научить обучающихся собирать электрические цепи по электрической схеме.
Задачи:
обучения — сформировать понятие об электрических сетях, о приёмниках электрической энергии, об устройствах для накопления энергии на уровне осмысления, запоминания, узнавания;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).
Дидактические средства: фото- и видеоматериалы, плакат с условными обозначениями элементов электрических схем, библиотека кабинета технологии, учебный электротехнический конструктор, электронные средства обучения, учебник технологии (§ 2), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа с учебным электротехническим конструктором.
Опорные понятия: электрическая сеть, приёмник электрической энергии, гальванический элемент, аккумулятор, электротехника, электрическая цепь, электрическая схема (принципиальная, монтажная), электрический проводник, диэлектрик.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений об электрических сетях, о приёмниках электрической энергии, об устройствах для накопления энергии; овладение новой терминологией, ключевыми понятиями; получение новых знаний в рамках учебного предмета.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. Каким образом электроэнергия оказывает влияние на технический прогресс? 2. Каким образом электричество, вырабатываемое на электростанции, попадает в жилые дома? 3. Почему загораются лампы в классе при повороте выключателя, хотя никаких проводов между ними не видно? 4. Расскажите о конструкции карманного электрического фонарика. 5. Откуда берётся электричество в мобильном телефоне; в электронных часах? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в дискуссию с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «электрическая сеть», «приёмник электрической энергии», «гальванический элемент». 2. Опишите типы электрических сетей (магистральную, региональную, районную, внутреннюю и др.). 3. Перечислите известные вам приёмники электрической энергии. 4. Назовите примеры применения гальванических элементов и аккумуляторов. 5. Из каких элементов состоит электрическая цепь? 6. Назовите два основных типа электрических схем. 7. Для чего служат условные обозначения элементов электрических схем? 8. Перечислите правила безопасной работы с электрическими цепями. Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практические работы № 2, 3 из учебника с учётом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов и интернет-ресурсов). Представляют результаты исследования. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных электрических цепей. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ. Выполняют практические работы № 2, 3 из учебника (собирают электрические цепи, осуществляют их модификацию в соответствии с поставленной задачей). Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 5—9 и в табл. 1 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Преобразовывать практическую работу в познавательную | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Понимать и воспринимать на слух замечания учителя | Понимать значимость человеческой деятельности в развитии науки и техники |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. В чём отличие между региональной и районной электрическими сетями? 2. Какие приёмники электрической энергии имеются в вашем доме? 3. Где применяются батарейки и аккумуляторы? 4. Что такое электротехника? 5. Из какого материала изготавливают электрические проводники? 6. Чем монтажная электрическая схема отличается от принципиальной? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 2; 2) повышенный уровень: найти в Интернете или других источниках информацию о перспективных технологиях в энергетике, ознакомиться с ними, сделать выводы | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий |