Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
8 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 2


Раздел. Технологии в энергетике.

Тема урока. Электрическая сеть. Приёмники электрической энергии. Устройства для накопления энергии.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с типами электрических сетей, приёмниками электрической энергии, устройствами для накопления энергии; научить обучающихся собирать электрические цепи по электрической схеме.

Задачи:

обучения — сформировать понятие об электрических сетях, о приёмниках электрической энергии, об устройствах для накопления энергии на уровне осмысления, запоминания, узнавания;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).

Дидактические средства: фото- и видеоматериалы, плакат с условными обозначениями элементов электрических схем, библиотека кабинета технологии, учебный электротехнический конструктор, электронные средства обучения, учебник технологии (§ 2), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа с учебным электротехническим конструктором.

Опорные понятия: электрическая сеть, приёмник электрической энергии, гальванический элемент, аккумулятор, электротехника, электрическая цепь, электрическая схема (принципиальная, монтажная), электрический проводник, диэлектрик.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений об электрических сетях, о приёмниках электрической энергии, об устройствах для накопления энергии; овладение новой терминологией, ключевыми понятиями; получение новых знаний в рамках учебного предмета.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. Каким образом электроэнергия оказывает влияние на технический прогресс? 2. Каким образом электричество, вырабатываемое на электростанции, попадает в жилые дома? 3. Почему загораются лампы в классе при повороте выключателя, хотя никаких проводов между ними не видно? 4. Расскажите о конструкции карманного электрического фонарика. 5. Откуда берётся электричество в мобильном телефоне; в электронных часах? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в дискуссию с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Мобилизировать внимание. Уважать окружающих
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «электрическая сеть», «приёмник электрической энергии», «гальванический элемент». 2. Опишите типы электрических сетей (магистральную, региональную, районную, внутреннюю и др.). 3. Перечислите известные вам приёмники электрической энергии. 4. Назовите примеры применения гальванических элементов и аккумуляторов. 5. Из каких элементов состоит электрическая цепь? 6. Назовите два основных типа электрических схем. 7. Для чего служат условные обозначения элементов электрических схем? 8. Перечислите правила безопасной работы с электрическими цепями. Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практические работы № 2, 3 из учебника с учётом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов и интернет-ресурсов). Представляют результаты исследования. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных электрических цепей. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ. Выполняют практические работы № 2, 3 из учебника (собирают электрические цепи, осуществляют их модификацию в соответствии с поставленной задачей). Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 5—9 и в табл. 1 из учебника (аспект смыслового чтения) Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Преобразовывать практическую работу в познавательную Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Понимать и воспринимать на слух замечания учителя Понимать значимость человеческой деятельности в развитии науки и техники
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. В чём отличие между региональной и районной электрическими сетями? 2. Какие приёмники электрической энергии имеются в вашем доме? 3. Где применяются батарейки и аккумуляторы? 4. Что такое электротехника? 5. Из какого материала изготавливают электрические проводники? 6. Чем монтажная электрическая схема отличается от принципиальной? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 2; 2) повышенный уровень: найти в Интернете или других источниках информацию о перспективных технологиях в энергетике, ознакомиться с ними, сделать выводы Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий



Наверх