Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
8 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 8 (вариант Б)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант Б: Технологии изготовления текстильных изделий.
Тема урока. Приспособления к швейным машинам. Подшивание и окантовывание швейной машиной.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с приспособлениями к швейной машине, овладению приёмами потайного подшивания и окантовывания среза с помощью приспособлений к швейной машине.
Задачи:
обучения — ознакомить с приспособлениями для подшивания изделия, притачивания тесьмы-молнии и окантовывания с помощью косой бейки, приёмами их применения; обучить обмётыванию петли и пришиванию пуговицы; формировать навыки учебно-исследовательской деятельности;
развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, их скорости, силы, координации);
воспитания — воспитывать дисциплинированность (выполнение установленных требований к поведению и труду).
Дидактические средства: выкройка «Образец окантовывания, 1 деталь» размером 40 × 150 мм, лоскут светлой хлопчатобумажной ткани формата А4, швейные нитки, маленькие ножницы, булавки, игла, портновский мел, швейная машина, приспособления к швейной машине; учебник технологии (§ 16), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, показ наглядных пособий, демонстрация приёмов; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: лапка для потайного подшивания, лапка для притачивания потайной застёжки-молнии, лапка-окантователь, окантовывание; косая бейка; окантовочный шов: с закрытыми срезами, с открытым срезом.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о приспособлениях к швейной машине, приёмах их применения; овладение умением подшивать изделие, окантовывать косой бейкой с помощью приспособлений к швейной машине.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. С какими приспособлениями к швейной машине вы знакомы? 2. Какими приспособлениями вы умеете пользоваться? 3. Рассмотрите, как подшиты изделия, изготовленные на швейной фабрике и на бытовой швейной машине. Найдите различия. 4. Как называется застёжка в брюках, юбке? 5. Рассмотрите это приспособление на своей одежде. Почему застёжка может называться потайной? Обобщает результаты беседы. Организует соревнование с целью закрепления умения заправлять швейную машину нитками с фиксацией времени и правильности заправки. Подводит итоги соревнования. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока. Включаются в соревнование | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в парах. Показывает образцы с потайным подшиванием изделия с помощью лапки на бытовой швейной машине и на промышленной машине; притачивания застёжки-молнии с помощью обычной лапки для притачивания молнии и лапки для потайной молнии. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Объясните назначение приспособлений швейной машине. 2. Ознакомьтесь с условным и графическим изображением обтачного машинного шва с расположением шва на сгибе и в кант. 3. Объясните происхождение названия приспособления «окантователь». Проводит обобщение полученной информации. Демонстрирует приёмы потайного подшивания и окантовывания с помощью специальных лапок. Показывает образец косой бейки и среза изделия, обтачанного косой бейкой с помощью окантователя. Демонстрирует выполнение окантовывания среза бейкой с помощью обычной швейной машины. Предлагает выполнить практическую работу № 16 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в парах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из учебника). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 16 из учебника | Понимать и интерпретировать полученную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Как выкроить бейку под углом 45°? 2. Как рассчитать ширину бейки? 3. Как стачать короткие косые бейки? 4. Какой толщины и какого цвета нитки нужно выбрать для потайного подшивания? 5. Как подготовить срез для потайного подшивания? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: ответить на вопросы к § 16 | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |