Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
8 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 6 (вариант Б)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант Б: Технологии изготовления текстильных изделий.

Тема урока. Виды и свойства тканей из химических волокон.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с видами и свойствами тканей из химических волокон.

Задачи:

обучения — сформировать представление о видах и свойствах тканей из химических волокон, научить определять вид и свойства искусственных и синтетических тканей; формировать навыки учебно-исследовательской деятельности;

развития — способствовать развитию сенсорных навыков (умения определять признаки и свойства материалов по их цвету, блеску, запаху, на ощупь);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность).

Дидактические средства обучения: образцы тканей из химических волокон, примеры изделий различного назначения из искусственных и синтетических тканей; учебник технологии (§ 13), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: химические волокна и ткани: искусственные и синтетические; оператор в производстве химических волокон.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о свойствах тканей из химических волокон; овладение умениями исследовательской деятельности по изучению свойств хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шёлковых тканей.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. На какие классы делят все текстильные волокна? 2. Какие виды тканей вы изучали в 6 и 7 классах? 3. Для чего нужно знать свойства тканей? 4. Какие свойства тканей из хлопка и льна, шёлка и шерсти наиболее эргономичные? 5. Какие свойства этих тканей относят к недостаткам? 6. Какие ткани называют «смесовые»? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Мобилизировать внимание. Уважать окружающих
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Вовлекает в самостоятельную исследовательскую деятельность в группах — изучение свойств тканей из химических волокон в соответствии с маршрутным листом. 1. Перечислите виды и назовите свойства тканей из химических волокон. 2. Охарактеризуйте признаки тканей из искусственных, синтетических и смесовых волокон, обращая внимание на их отличительные особенности. 3. Вспомните состав и свойства смесовых тканей. 4. Назовите профессию, связанную с производством химических волокон. Демонстрирует приёмы определения состава тканей по их свойствам. Предлагает выполнить практическую работу № 14 из учебника. Предлагает оформить результаты исследований в рабочей тетради. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 14 из учебника. Обобщают, делают выводы Понимать и интерпретировать полученную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Чем отличаются ткани из химических волокон от тканей растительного и животного происхождения по виду пламени, запаху и оставшемуся после горения пеплу? 2. Какие свойства искусственных и синтетических тканей вы считаете наиболее важными? 3. Какая ткань считается самой натуральной из всех искусственных и почему? 4. Какие текстильные изделия шьют из синтетических тканей? Почему? 5. Какое свойство синтетических тканей вам кажется наименее эргономичным? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 13; 3) составить коллекцию тканей из химических волокон Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх