Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
8 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 10
Раздел. Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов.
Тема урока. Индустрия питания.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с особенностями организации и работы индустрии питания.
Задачи:
обучения — ознакомить обучающихся с видами предприятий общественного питания, промышленными способами обработки продуктов питания, контролем потребительских качеств пищи, органолептическим и лабораторным методами контроля;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, систематизировать, конкретизировать);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность).
Дидактические средства: школьная столовая; учебник технологии (§ 22—25), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация плакатов; фронтальный опрос, исследование.
Опорные понятия: индустрия питания, предприятия заготовочные, доготовочные, общественного питания: столовая, столовая-раздаточная, закусочная, магазин кулинарии, ресторан, кафе, бар, пиццерия; промышленные способы обработки продуктов питания: механические, гидромеханические, массообменные, химические, биохимические, микробиологические; тепловые способы обработки продуктов питания; потребительские качества пищи; органолептический и лабораторный методы; бракеражная комиссия.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений об индустрии питания на примере школьной столовой.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Почему человеку нужна здоровая пища? 2. Где человек может принимать пищу? 3. Чем отличается школьная столовая от домашней кухни-столовой? 4. Знаете ли вы людей, которые готовят для вас блюда в школьной столовой? 5. Какие виды тепловой обработки пищевых продуктов вы знаете? Обобщает результаты проблемного диалога. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах (бригадах). Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «индустрия питания», «потребительские качества пищи». 2. Перечислите виды предприятий, входящих в отрасль общественного питания. 3. Найдите информацию о современных промышленных способах обработки продуктов питания и механизации труда. 4. Обобщите знания о технологиях тепловой обработки пищевых продуктов. 5. Ознакомьтесь с органолептическим и лабораторным методами исследования пищевых продуктов, составом и функциями бракеражной комиссии. 6. Перечислите профессии пищевой промышленности. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить самостоятельную работу | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах (бригадах). Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей самостоятельной работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 93—96 из учебника (аспект смыслового чтения) | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какие предприятия общественного питания есть в регионе вашего проживания? 2. Вкусно ли там готовят? 3. Специалисты каких профессий работают в школьной столовой? 4. Какие машины и приспособления помогают им в труде? 5. Назовите недостатки в работе вашей столовой. Как, по вашему мнению, сделать работу столовой лучше? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 22—25 | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |