Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
8 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 5 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
Тема урока. Технология тиснения по фольге.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по изучению технологии художественного ручного тиснения по фольге (металлопластике); научить выполнять несложные рельефы на фольге.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологии тиснения по фольге на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обеспечить усвоение обучающимися приёмов тиснения по фольге;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости, силы, координации и т. д.), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), развивать творческое начало личности.
Дидактические средства: образцы изделий, выполненных ручным тиснением по фольге; видеоматериалы, слайды, плакаты, оборудование и инструменты для ручного изготовления рельефов на фольге, рисунки или эскизы, фольга или мягкая жесть, копировальная бумага, карандаши; слесарные ножницы, киянки, молотки, плоскогубцы, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, лак, краски, кисти; электронные средства обучения, учебник технологии (§ 5), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация приёмов ручного тиснения по фольге, фронтальный опрос, работа с книгой, практическая работа.
Опорные понятия: ручное тиснение по фольге, рабочая доска, рельеф, давилка, штампик, накатка.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии художественного ручного тиснения по фольге (металлопластике); овладение умениями изготавливать изделия ручным тиснением по фольге.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое фольга? 2. Какими инструментами правят, режут фольгу и тонкую мягкую жесть? 3. Что такое «рельефное изображение»? 4. Приходилось ли вам видеть декоративные рельефные изделия из фольги? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнятьответы одноклассников на заданные вопросы | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «тиснение по фольге». 2. Выполните классификацию машин. 3. Как изготавливают рабочую доску для тиснения по фольге? 4. Какие металлические инструменты применяют для тиснения по фольге? 5. Из какой древесины изготавливают деревянные инструменты (давилки) для тиснения? 6. Фольгу из какого металла используют для тиснения? 7. Какова последовательность нанесения рисунка на фольгу? 8. Опишите технологию ручного тиснения по фольге. Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить практическую работу № 7 из учебникас учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 7 из учебника | Понимать и интерпретировать полученную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Понимать значимость декоративно-прикладного творчества в развитии личности |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Как выглядит рабочая доска для тиснения по фольге? 2. Из какой древесины изготавливают деревянные давилки? 3. Для чего рабочую часть деревянной давилки натирают воском или парафином? 4. Какой рельеф выполняют с помощью штампиков? 5. Как переносят рисунок на фольгу? 6. Для чего служат инструменты накатки? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Формулирует требования к качеству рельефных изображений на фольге: 1) качественная подготовка заготовки — металлической фольги; 2) точность передачи рисунка; 3) правильный выбор инструментов; 4) точное соблюдение технологии; 5) правильный выбор высоты рельефа для различных участков рисунка; 6) применение рельефного орнамента; 7) качественная отделка фона; 8) наличие чистой, полированной поверхности перед лакированием; 9) качественное лакирование изделия; 10) прочность укрепления рельефа твердеющей смесью. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Объясняет домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 5 | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |