Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
8 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 8 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
Тема урока. Просечной металл.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по изучению технологии изготовления декоративных изделий в технике просечного металла; научить изготавливать декоративные изделия в технике просечного металла.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологии изготовления декоративных изделий в технике просечного металла на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обеспечить усвоение обучающимися техники просечного металла, обучить новым трудовым приёмам;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости, силы, координации и т. д.), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), воспитывать творческое начало личности.
Дидактические средства: образцы изделий, выполненных в технике просечного металла, видеоматериалы, слайды, плакаты, оборудование и инструменты для работы в технике просечного металла, рисунки или эскизы для изготовления изделий, заготовки из тонколистового металла (стали, меди, алюминия и др.), копировальная бумага, карандаши, слесарные ножницы, киянки, дрель, свёрла, зубило, стамески-сечки, слесарный лобзик, плоскогубцы, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, лак, краски, кисти; электронные средства обучения, учебник технологии (§ 8), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация приёмов работы в технике просечного металла, фронтальный опрос, работа с книгой, практическая работа.
Опорные понятия: просечной металл, стамеска-сечка, слесарный лобзик.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии изготовления декоративных изделий в технике просечного металла; овладение умениями изготавливать изделия в технике просечного металла.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Приходилось ли вам видеть декоративные изделия из просечного металла? 2. Что называют тонколистовым металлом, что такое жесть? 3. Какими инструментами правят, режут, обрабатывают тонколистовой металл? 4. Каким образом можно перевести рисунок на металлическую пластину? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока.Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «просечной металл». 2. Назовите известные из истории примеры применения декоративных изделий из просечного металла. 3. Какой листовой металл используют для декоративных изделий, выполненных в технике про сечного металла? 4. Перечислите правила нанесения рисунка на листовую заготовку. 5. Какими инструментами просекают ажурные узоры в листовом металле? 6. Опишите технологию получения художествен ного изделия в технике просечного металла. 7. Перечислите правила безопасной работы с листовым металлом. Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 10 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных, дидактических материалов и интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 10 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать значимость декоративно-прикладного творчества в развитии личности |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Расскажите об истории просечного металла. 2. Где в настоящее время можно применить технику просечного металла? 3. Какой листовой металл можно использовать при изготовлении изделий в технике просечного металла? 4. Что представляет собой стамеска-сечка? 5. Почему при просекании рисунка лист укладывают именно на торец массивного отрезка ствола дерева? 6. Как устроен слесарный лобзик? 7. В чём состоит отделка готового изделия, выполненного в технике просечного металла? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждают домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 8 | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |