Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
8 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 3
Раздел. Технологии в энергетике.
Тема урока. Бытовые электроосветительные и электронагревательные приборы.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с видами бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов.
Задачи:
обучения — сформировать понятия о видах бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов на уровне осмысления, запоминания, узнавания; научить обучающихся конструировать электрические цепи в соответствии с поставленной задачей;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, систематизировать), абстрактно-логического мышления, умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль), моторных навыков (точности движений, их координации и т. д.);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), гуманность (внимательное, заботливое отношение к окружающим).
Дидактические средства обучения: фото- и видеоматериалы, библиотека кабинета технологии, учебный электротехнический конструктор, электронные средства обучения, учебник технологии (§ 3), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация фото- и видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа с учебным электротехническим конструктором.
Опорные понятия: типы ламп (накаливания, галогенная, люминесцентная, светодиодная), трубчатый нагревательный элемент (ТЭН).
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о видах бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов; овладение умениями конструировать электрические цепи в соответствии с поставленной задачей, проводить исследование электрического освещения в помещении (школы, дома и др.), оценивать экономию электроэнергии от применения энергосберегающих или светодиодных ламп.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Какие бытовые электроосветительные приборы вы знаете? 2. Можно ли в ночное время обойтись без освещения автомобильных трасс, дорог и улиц? 3. Замечали ли вы, что электрические лампы в помещениях имеют разную форму и излучают свет различных оттенков? 4. Какие бытовые электронагревательные приборы вы знаете? 5. Можно ли тянуть за провод при вытаскивании электрической вилки из розетки? 6. Можно ли вставлять электрическую вилку в розетку мокрыми руками? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы обучающихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «бытовые электроосветительные и электронагревательные приборы». 2. Опишите различные типы ламп (накаливания, галогенные, люминесцентные, светодиодные), укажите их достоинства и недостатки, область применения. 3. Опишите устройство трубчатых нагревательных элементов (ТЭНов). Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Организует обсуждение результатов образовательного путешествия. Предлагает разработать план самостоятельной (внеурочной) работы по исследованию электрического освещения в здании школы. Предлагает выполнить практическую работу № 5 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернетресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Обсуждают и анализируют | Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 10—12 из учебника (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Понимать значимость целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Перечислите типы электрических ламп. 2. Как устроена галогенная лампа? 3. Почему светодиодные лампы в настоящее время получают большое распространение? 4. Какие бытовые приборы, преобразующие электрическую энергию в тепловую, имеются в вашем доме? 5. Применяется ли ТЭН в микроволновой печи? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждают домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 3 | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |