Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
8 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 5 (вариант Б)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант Б: Технологии изготовления текстильных изделий.
Тема урока. Моделирование поясной одежды.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по моделированию поясной одежды.
Задачи:
обучения — формировать представление о методах моделирования поясной одежды; обеспечить усвоение обучающимися приёмов моделирования юбки; научить оценивать результаты работы; закрепить умение подготавливать выкройку к раскрою;
развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, координации);
воспитания — воспитывать мотивы труда (стремление добиться высоких результатов в работе).
Дидактические средства: модели поясной одежды; лекало основы прямой юбки в масштабе 1 : 4, по одному листу белой и цветной бумаги формата А4, линейка, карандаш, ластик, ножницы, клей; учебник технологии (§ 11, 12), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов моделирования; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: моделирование методами конического и параллельного расширения, кокетка, оборка, волан; пакет готовых выкроек, журнал мод, модельер-конструктор, кутюрье, СD-выкройка.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о моделировании поясной одежды; получение опыта моделирования выкройки юбки.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Что такое «моделирование одежды»? 2. Чем могут отличаться юбки? Обобщает результаты диалога. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательноориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Демонстрирует модели поясных изделий. Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «моделирование». 2. Какие приёмы моделирования применяют при создании моделей юбок? 3. Объясните значение понятия «кокетка», назовите виды кокетки. 4. Перечислите приёмы подготовки выкройки к раскрою. 5. Назовите способы получения выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод или Интернета. Демонстрирует приёмы моделирования юбки с расширением (заужением) книзу методом конического расширения за счёт линии бока; закрытия вытачки; частичного закрытия вытачки и раздвижки выкройки; юбки со складками; юбки на кокетке. Предлагает выполнить практическую работу № 13 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют самостоятельную исследовательскую деятельность. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 13 из учебника | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 39—51 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Какие модели можно получить методом конического расширения? 2. Какие возможности моделирования даёт метод параллельного расширения? 3. Какую форму может иметь кокетка в юбке? 4. Как определить свой размер в журнале мод? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) ответить на вопросы к § 11, 12; 2) выполнить самостоятельную работу; 3) выполнить моделирование выкройки поясной одежды (в случае если в качестве творческого проекта выбрано швейное изделие) | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |