Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
8 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 6 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
Тема урока. Басма.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению технологии художественного ручного тиснения по фольге в технике басмы.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологии тиснения по фольге в технике басмы на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обеспечить усвоение обучающимися приёмов работы в технике басмы;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости, силы, координациии т. д.), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), воспитывать творческое начало личности.
Дидактические средства: образцы изделий, выполненных тиснением по фольге в технике басмы; видеоматериалы, слайды, оборудование и инструменты для изготовления басмы, рисунки или эскизы, фольга или мягкая жесть, копировальная бумага, карандаши; слесарные ножницы, киянки, молотки, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, лак, краски, кисти; электронные средства обучения, учебник технологии (§ 6), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация приёмов тиснения в технике басмы, фронтальный опрос, работа с книгой, практическая работа.
Опорные понятия: басма, басменная доска, художники и мастера декоративно-прикладного искусства.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии художественного тиснения по фольге в технике басмы; овладение умениями изготавливать изделия в технике басмы.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Фольгу из какого материала применяют для тиснения? 2. Нужно ли выравнивать фольгу перед тиснением? 3. Каким образом переносят рисунок на фольгу? 4. Какими инструментами вы выполняли ручное тиснение по фольге? 5. В чём заключается отделка изделия, изготовленного тиснением по фольге? Обобщает результаты диалога. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «басма». 2. Что представляет собой басменная матрица? 3. Какова технология изготовления басменных матриц? 4. Опишите технологию тиснения в технике басмы. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практическую работу № 8 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют не обходимую информацию (из справочных и дидактических материалов и интернетресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных технологических приёмов тиснения. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с еёцелью и задачами. Выполняют практическую работу № 8 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать значимость декоративно-прикладного творчества в развитии личности |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Чем техника басмы отличается от ручного тиснения по фольге? 2. Где в прошлые века применялись изделия, украшенные басмой? 3. Почему рельеф на басменной доске не должен иметь острых краёв? 4. Как изготавливают матрицы? 5. Для чего служит свинцовая прокладка при тиснении рельефа в технике басмы? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 6 | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |