Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
8 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 9 (вариант Б)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант Б: Технологии изготовления текстильных изделий.
Тема урока. Вышивка атласными лентами.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по приобретению умения выполнять вышивку атласными лентами.
Задачи:
обучения — ознакомить с материалами, инструментами и приспособлениями для вышивки атласными лентами, приёмами подготовки к вышивке; ознакомить с выполнением различных стежков и элементов в технике вышивки лентами; научить оценивать качество выполнения работы;
развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, их силы, координации);
воспитания — развивать творческое начало личности.
Дидактические средства: изделия с вышивкой лентами, канва формата А4, цветные атласные ленты, игла, напёрсток, пяльцы; образцы вышивки; учебник технологии (§ 21), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, показ наглядных пособий, демонстрация приёмов вышивания; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: вышивка лентами, вышивальщица.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о материалах, инструментах и приспособлениях для вышивки лентами; получение опыта вышивания лентами.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Какую ткань нужно выбрать для счётной вышивки? 2. Как подготовить ткань к вышивке? 3. Как подготовить к вышивке нить мулине в три сложения? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы обучающихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Демонстрирует образцы вышивки лентами, изделия с вышивкой, образцы схем для вышивки. Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «вышивка лентами». 2. Соберите исторические сведения о вышивке лентами. 3. Какие материалы нужны для выполнения вышивки лентами? 4. В чём особенность иглы для вышивки лентами? 5. Перечислите правила безопасной работы с иглами. Организует обсуждение полученной новой информации. Демонстрирует приёмы подготовки ленты к вышивке, закрепления ленты на ткани, выполнения всех видов швов и розочек. Предлагает выполнить практическую работу № 18 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернетресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 18 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 82—92 из учебника (аспект смыслового чтения) | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Как закрепить ленту в игле? 2. Как закрепить ленту на ткани? 3. Как выполнить прямой стежок? 4. Как выполнить петлю с прикрепом? 5. Как выполнить розу «паутинка»? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) ответить на вопросы к § 21; 2) выполнить самостоятельную работу; 3) на творческом уровне: придумать рисунок и вышить его изученными швами | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |