Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
8 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 13


Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.

Тема урока. Понятие о биотехнологии.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с понятием «биотехнологии» и объектами биотехнологии (дрожжевыми грибами).

Задачи:

обучения — ознакомить с понятием «биотехнологии»; формировать навыки учебно-исследовательской деятельности;

развития — способствовать развитию сенсорных навыков (умения определять признаки и свойства объектов исследования по их виду); моторных навыков (точности движений, их силы, скорости, координации);

воспитания — формировать мотивы труда, воспитывать коллективизм, дисциплинированность.

Дидактические средства: прессованные дрожжи, сахар, фильтровальная бумага, стакан, пипетка, термостат (термос), микроскоп; учебник технологии (§ 30), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация плакатов, показ приёмов работы; фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: биотехнология; дрожжевые грибы, молочно-кислые бактерии, сычужный фермент.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о биотехнологиях; приобретение опыта исследовательской деятельности.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Почему молоко прокисает? 2. Где используют молочнокислые бактерии? 3. Почему у хлебобулочных изделий мякоть имеет пышную ноздреватую структуру? 4. Какие разрыхлители теста вы использовали на уроках кулинарии? Обобщает результаты проблемного диалога. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы обучающихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Объясните значение понятий «биотехнология», «дрожжевые грибы», «молочнокислые бактерии», «сычужный фермент». 2. Ознакомьтесь с историей биотехнологических процессов, использования дрожжевых грибов, молочнокислых бактерий, сычужного фермента в продуктах питания. 3. Дайте характеристику современному состоянию биотехнологий в мире. 4. Назовите основные направления развития науки и технологии. 5. Ознакомьтесь с методикой изучения объекта биотехнологии (дрожжевыми грибами). Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практическую работу № 23 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют не обходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 23 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 109 из учебника (аспект смыслового чтения) Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какое значение в природе и жизни человека имеют культурные и дикие виды дрожжей? 2. При каких условиях размножаются дрожжи? 3. Есть ли у вас опыт применения грибов и бактерий в домашнем хозяйстве? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: ответить на вопросы к § 30 Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх