Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
8 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 13
Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.
Тема урока. Понятие о биотехнологии.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с понятием «биотехнологии» и объектами биотехнологии (дрожжевыми грибами).
Задачи:
обучения — ознакомить с понятием «биотехнологии»; формировать навыки учебно-исследовательской деятельности;
развития — способствовать развитию сенсорных навыков (умения определять признаки и свойства объектов исследования по их виду); моторных навыков (точности движений, их силы, скорости, координации);
воспитания — формировать мотивы труда, воспитывать коллективизм, дисциплинированность.
Дидактические средства: прессованные дрожжи, сахар, фильтровальная бумага, стакан, пипетка, термостат (термос), микроскоп; учебник технологии (§ 30), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация плакатов, показ приёмов работы; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: биотехнология; дрожжевые грибы, молочно-кислые бактерии, сычужный фермент.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о биотехнологиях; приобретение опыта исследовательской деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Почему молоко прокисает? 2. Где используют молочнокислые бактерии? 3. Почему у хлебобулочных изделий мякоть имеет пышную ноздреватую структуру? 4. Какие разрыхлители теста вы использовали на уроках кулинарии? Обобщает результаты проблемного диалога. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы обучающихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Объясните значение понятий «биотехнология», «дрожжевые грибы», «молочнокислые бактерии», «сычужный фермент». 2. Ознакомьтесь с историей биотехнологических процессов, использования дрожжевых грибов, молочнокислых бактерий, сычужного фермента в продуктах питания. 3. Дайте характеристику современному состоянию биотехнологий в мире. 4. Назовите основные направления развития науки и технологии. 5. Ознакомьтесь с методикой изучения объекта биотехнологии (дрожжевыми грибами). Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практическую работу № 23 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют не обходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 23 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 109 из учебника (аспект смыслового чтения) | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какое значение в природе и жизни человека имеют культурные и дикие виды дрожжей? 2. При каких условиях размножаются дрожжи? 3. Есть ли у вас опыт применения грибов и бактерий в домашнем хозяйстве? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: ответить на вопросы к § 30 | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |