Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
8 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 4 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии художественно-прикладной обработки материалов.

Тема урока. Технология точения декоративных изделий из древесины на токарном станке.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по изучению технологии обработки декоративных изделий из древесины на токарном станке; научить обучающихся точить на токарном станке декоративные чаши, тарелки, вазы и др.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о технологии обработки декоративных изделий из древесины на токарном станке на уровне применения в новой ситуации, т. е. творчески;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать), моторных навыков (точности движений, их скорости, силы, координации и т. д.), умений учебного труда (наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), развивать творческое начало личности.

Дидактические средства: токарный станок для обработки древесины (СТД-120М или др.), приспособления и инструменты для токарной обработки, видеофрагменты или видеофильм об изготовлении декоративных изделий из древесины, чертежи изделий, образцы обработанных на станке изделий, заготовки, верстаки, линейки, кронциркуль, штангенциркуль, карандаши, рейсмус, ножовки, рубанки, киянки, шило, свёрла, дрель, шлифовальная шкурка, лак, кисти; электронные средства обучения, учебник технологии (§ 4), рабочая тетрадь; ПК, мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов работы на токарном станке, показ видеоматериалов, инструктаж по правилам безопасной работы, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: растачивание, рейер, крючок, мейсель.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологии точения декоративных изделий (имеющих внутренние полости) из древесины на токарном станке; овладение умениями точить на токарном станке декоративные чаши, тарелки, вазы и др.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Назовите изделия, выточенные из древесины, которые люди применяли и применяют в быту? 2. Какие технологические приёмы используют для точения на токарном станке таких изделий? 3. Какие требования предъявляют к деревянной заготовке для её последующей обработки на токарном станке? 4. Что нужно учитывать при установке заготовки из древесины на планшайбе? 5. Какими инструментами выполняют черновое и чистовое точение наружной поверхности заготовки? 6. Как измеряют размеры заготовки при её обработке на токарном станке? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Мобилизировать внимание. Уважать окружающих
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «декоративные изделия с внутренними полостями». 2. Из древесины каких пород изготавливают декоративные изделия? 3. Опишите технологию чернового точения заготовки рейером. 4. Перечислите технологические приёмы растачивания внутренних полостей фасонной и плоской стамесками. 5. Опишите технологию чистового точения заготовки мейселем. 6. Какие правила безопасности следует соблюдать при работе на токарном станке? Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 6 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 6 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Давать определения понятий,обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 13—16 из учебника (аспект смыслового чтения) Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам. 1. Из древесины какой породы обычно изготавливают декоративные вазы, посуду и игрушки, мебель? 2. Каким инструментом выполняют черновое точение внутренней полости, чистовое точение, подрезание и зачистку донышка? 3. Почему чистовое точение наружной поверхности и подрезку торца выполняют только после обработки внутренней полости? 4. Какими измерительными инструментами контролируют качество расточки внутренних полостей? 5. Каким образом зачищают внутренние полости и наружные поверхности деревянных изделий, выточенных на станке? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждают варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 4; 2) повышенный уровень: найти в Интернете или других источниках информации примеры декоративных изделий для обработки на токарном станке, скопировать их изображения для размещения в электронной библиотеке кабинета технологии Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий



Наверх