Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Уроки 22, 23 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема уроков. Технология резьбы по дереву.
Тип уроков. Комбинированный.
Цели уроков: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по дереву; обучить учащихся изготовлять изделия декоративно-прикладного характера, содержащие художественную резьбу, по эскизам и чертежам.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологиях резьбы по дереву; сформировать умения и навыки выполнения приёмов работы с инструментами для художественной резьбы по дереву, изготовления изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), воображения (репродуктивного, творческого);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), эстетические взгляды, творческие начала личности.
Дидактические средства: образцы изделий, имеющих декоративную резьбу, видеоматериалы, слайды, плакаты с изображением изделий с художественной резьбой; рисунки, эскизы или чертежи изделий, имеющих декоративное оформление резьбой; заготовки из древесины, копировальная бумага, карандаши, дрели, свёрла, стамески, лобзики, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, шилья, лак, кисти; учебник технологии (§ 29, 30), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов резьбы по дереву, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: инструменты для резьбы по дереву: резаки, стамески; резьба: ажурная, плосковыемчатая, геометрическая, рельефная, скульптурная.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологиях выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по дереву; получение навыков изготовления изделий декоративно-прикладного характера, содержащих художественную резьбу.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой. Организует дискуссию по вопросам. 1. Почему художественную обработку древесины называют одним из самых древних видов народного декоративного искусства? 2. Какие предметы быта издревле украшали резьбой по дереву? 3. Применяется ли резьба по дереву в настоящее время в убранстве домов, при изготовлении домашней утвари? 4. Можно ли отнести к резьбе по дереву технологию выпиливания лобзиком? 5. Какие породы древесины легче всего резать ножом? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и целей уроков | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели уроков. Составляют план действий по достижению поставленных целей уроков | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «резьба по дереву». 2. Охарактеризуйте параметры технологического процесса. 3. Какие инструменты применяют для резьбы по дереву? 4. Перечислите правила безопасной работы при резьбе по дереву. 5. Опишите технологию получения ажурной резьбы. 6. Что такое плосковыемчатая резьба и какова технология её выполнения? 7. Назовите способы получения рельефной резьбы. 8. По каким направлениям развивается скульптурная резьба? 9. Назовите профессии, связанные с художественной обработкой древесины. Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 32 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 32 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 101—104 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Почему ажурную резьбу иногда называют прорезной, а иногда пропильной? 2. Чем отличаются резаки от стамесок для резьбы по дереву? 3. В чём отличие геометрической резьбы от контурной? 4. Где применяется лесная резьба? 5. В чём заключается главная особенность богородской резьбы? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроках. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроках. Предлагает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 29, 30; 2) творческий уровень: найти в Интернете или других источниках информации изображения изделий, украшенных резьбой по дереву; скопировать их для последующего коллективного анализа возможностей изготовления таких изделий; поместить изображения подходящих для творческих проектов изделий в библиотеку кабинета технологии | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроках. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий |