Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 5


Раздел. Технологии в транспорте.

Темы урока. 1. Виды транспорта. История развития транспорта. 2. Транспортная логистика.

Тип урока. Комбинированный.

Цели урока. По теме 1: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с видами транспорта, историей развития транспорта; по теме 2: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с транспортной логистикой.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о видах транспорта и транспортной логистике на уровне осмысления, запоминания, узнавания; обучить решать учебные логистические задачи по образцу;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), абстрактно-логического мышления, умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), гуманность (внимательное, заботливое отношение к окружающим).

Дидактические средства: библиотека кабинета технологии, электронные средства обучения, калькуляторы, чертёжные инструменты, учебник технологии (§ 8, 9), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация фото- и видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: транспорт воздушный, наземный, водный, космический, трубопроводный; лифт, эскалатор, фуникулёр; транспортная логистика, транспортно-логистическая система, транспортировка грузов.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о видах транспорта, истории развития транспорта; овладение умениями решать учебные логистические задачи.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Рассмотрите виды транспортных средств, представленных на плакате (слайде), и ответьте, для каких целей они предназначены. 2. Каким образом можно переправиться через океан? 3. Как можно добраться с одного конца города на другой, если вы спешите, если не спешите? 4. Насколько, по вашим наблюдениям, загружен пассажирский транспорт утром (в час пик) и в середине дня? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению тем и целей урока Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают темы и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «виды транспорта». 2. Выполните классификацию видов транспорта. 3. Отметьте достоинства и недостатки каждого вида транспорта. 4. Перечислите перспективные виды транспорта. 5. В чём различие элементов транспортной инфраструктуры для различных видов транспорта, в чём их общность? 6. Дайте определения понятий «транспортная логистика» и «транспортно-логистическая система». 7. Какие главные факторы влияют на выбор вида транспорта для доставки грузов? 8. Начертите технологическую схему процесса перевозки груза одним видом транспорта. 9. Чем различаются следующие варианты перевозки грузов: одновидовая транспортировка, смешанная перевозка, комбинированная перевозка? 10. Назовите профессии, связанные с транспортом. Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 6 из учебника (решить учебную логистическую задачу) с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей самостоятельной внеурочной работы для проведения анализа организации пассажирского транспорта в регионе проживания и исследования логистической системы пассажирских перевозок в населённом пункте. Выполняют практическую работу № 6 из учебника (решают учебную логистическую задачу) Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 23—28 из учебника (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практической работы Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Понимать значимость целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам. 1. Что вы знаете об истории транспорта? 2. Что входит в транспортную инфраструктуру? 3. Что такое электромобиль? 4. От каких факторов зависит выбор транспортного средства для доставки грузов? 5. Почему менее надёжным в соблюдении графика доставки грузов является воздушный транспорт? 6. Назовите технологические схемы процесса перевозки грузов. Инициирует рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 8, 9 Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх