Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Уроки 11, 12 (вариант Б)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант Б: Технологии изготовления текстильных изделий.
Тема уроков. Моделирование плечевой одежды.
Тип уроков. Комбинированный.
Цель уроков: организовать деятельность обучающихся по моделированию плечевой одежды.
Задачи:
обучения — формировать представление о методах моделирования выкройки; обеспечить усвоение обучающимися приёмов моделирования выреза горловины, плечевой одежды с застёжкой на пуговицах, отрезной плечевой одежды; научить оценивать результаты работы; закрепить умение подготавливать выкройку к раскрою; ознакомить с профессией художник по костюму;
развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, координации);
воспитания — воспитывать мотивы труда (стремление добиться высоких результатов в работе).
Дидактические средства: образцы различных вырезов горловины, модели плечевых изделий с коротким цельнокроеным рукавом: блузки, туники, ночной сорочки, платья с застёжкой (халата) и отрезные по линии талии, бёдер; лекало основы плечевой одежды с цельнокроеным рукавом в масштабе 1 : 4, по одному листу белой и цветной бумаги формата А4, линейка, карандаш, ластик, ножницы, клей; учебник технологии (§ 32), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов моделирования; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: моделирование цельнокроеной и отрезной плечевой одежды; фурнитура; подборт; подкройная обтачка; художник по костюму.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о моделировании одежды; получение опыта моделирования выкройки (выреза горловины, отрезной плечевой одежды и одежды с застёжкой).
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Нравилось бы вам, если бы все люди ходили в одинаковой одежде? 2. Чем может отличаться одно платье от другого? 3. Какие вы знаете вырезы горловины? 4. Рассмотрите модель халата. Какую конструкцию имеет застёжка сверху донизу? 5. Рассмотрите модель блузки. Какую конструкцию имеет застёжка в заднем среднем шве? Обобщает результаты диалога. Подводит обучающихся к определению темы и цели уроков | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цель уроков. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели уроков | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Демонстрирует образцы различных вырезов горловины и подкройных обтачек к ним, модели плечевых изделий. Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Что означает понятие «моделирование»? 2. Назовите виды вырезов горловины. 3. Опишите технологию моделирования выреза горловины. 4. Что означает понятие «подкройная обтачка». Показывает приёмы изготовления выкройки обтачки. Демонстрирует модель платья с застёжкой (халата), знакомит с моделированием плечевой одежды с застёжкой на пуговицах; понятиями «фурнитура», «подборт». Показывает приёмы построения борта и подборта. Демонстрирует модели платьев, отрезных по линии талии, бёдер; знакомит с моделированием отрезной плечевой одежды. Показывает приёмы моделирования отрезной плечевой одежды. Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить практическую работу № 34 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 34 из учебника | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 119—125 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Какие манипуляции нужно произвести с выкройкой, чтобы получить вырез горловины «каре»? 2. Можно ли утверждать, что подборт является подкройной обтачкой? 3. Приведите примеры фурнитуры для платья? 4. Чем отрезная одежда отличается от цельнокроеной? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроках. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроках. Предлагает домашнее задание: 1) ответить на вопросы к § 32; 2) выполнить самостоятельную работу; 3) моделировать выкройку плечевой одежды с цельнокроеным рукавом (в случае, если в качестве творческого проекта выбрано швейное изделие) | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроках. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |