Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 17 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Назначение и устройство токарно-винторезного станка.
Тип урока. Комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению со школьным токарно-винторезным станком ТВ-6 (ТВ-7 или др.); обучить разбираться в назначении всех агрегатов станка, различать инструменты для токарной обработки (резцы) по их назначению.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о школьном токарно-винторезном станке для обработки металлов, об инструментах для токарной обработки на уровне восприятия, осмысления, запоминания, узнавания объектов;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, обобщать, классифицировать, систематизировать), моторных навыков (точности движений, координации), умений учебного труда (наблюдать, осуществлять самоконтроль), общетрудовых политехнических умений;
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), мотивы труда (желание овладеть какой-либо профессией, добиться высоких результатов в работе), коллективизм.
Дидактические средства: токарно-винторезный станок ТВ-6 (ТВ-7); детали, обработанные на токарно-винторезном станке; токарные резцы, плакат с кинематической схемой токарно-винторезного станка, видеофрагменты или видеофильм о токарной обработке металла, учебник технологии (§ 22), рабочая тетрадь, ПК.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация деталей, обработанных на токарно-винторезном станке, показ видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: токарно-винторезный станок, станина, передняя бабка, коробка скоростей, коробка подач, суппорт, лимб, задняя бабка, пиноль, главное движение, движение подачи, токарные резцы.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности; участие в коллективной творческой деятельности при выполнении практической работы;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о токарно-винторезном станке ТВ-6 (ТВ-7), инструментах для токарной обработки.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое машина? 2. Что такое станок? 3. Какие станки вам приходилось видеть? 4. Для какой цели служат станки? 5. Какие инструменты вы применяли при работе на станке для обработки древесины? 6. Как выглядит зубчатая передача; ремённая; винтовая? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «токарно-винторезный станок». 2. Опишите устройство токарно-винторезного станка ТВ-6 (ТВ-7). 3. Укажите механические передачи, применяемые в конструкции станка. 4. Перечислите характеристики станка: наибольший диаметр и длина заготовки и др. 5. Каково назначение суппорта? 6. Укажите виды и назначение токарных резцов. 7. Назовите профессии, связанные с работой на станках. Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить практические работы № 21, 22 из учебника с учётом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Разрабатывают технологическую карту. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 21, 22 из учебника | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 70—72 из учебника | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Заготовки какого максимального диаметра можно обрабатывать на станке ТВ-6? 2. Что является рабочим органом в токарно-винторезном станке? 3. Какие агрегаты крепятся на станине станка ТВ-6? 4. Для чего предназначен суппорт? 5. Каким образом на станке закрепляют режущие инструменты? 6. Назовите основные части токарного резца. 7. Для чего предназначены фасонные резцы? Инициирует рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 22 | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |