Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 13 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Технологическая документация для изготовления изделий.
Тип урока. Комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятия о технологической документации, стадиях проектирования технологического процесса; обучить учащихся самостоятельно составлять технологическую (операционную) карту изготовления простой детали из древесины и металла.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологической документации, стадиях проектирования технологического процесса на уровне применения в новой ситуации, т. е. творчески; отработать навыки решения технологических задач на основе заданных алгоритмов, навыки планирования трудовой деятельности с учётом имеющихся ресурсов и условий;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, абстрагировать), абстрактно-логического мышления и воображения (репродуктивного, творческого), общетрудовых политехнических умений (конструктивно-технических, организационно-технологических);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), творческое начало личности.
Дидактические средства: плакаты с технологическими процессами изготовления деталей из древесины и металла, технологические карты, чертежи деталей для выполнения практических работ № 15, 16, штангенциркули, чертёжные инструменты, калькуляторы, учебник технологии (§ 18), рабочая тетрадь, ПК.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация технологических (операционных) карт и чертежей, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: технологическая документация, Единая система технологической документации (ЕСТД), операционная карта, установ, переход, рабочий ход.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологической документации, стадиях проектирования технологического процесса; получение навыков составления технологических (операционных) карт изготовления простых деталей из конструкционных материалов.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое технологическая документация? 2. Из каких этапов состоит технологический процесс изготовления детали из древесины; металла? 3. Чем отличается технологическая операция от технологического процесса? 4. Что означает фраза, записанная в технологическую карту: «Выбрать заготовку с учётом припусков»? 5. Каким образом проверяют качество готового изделия? 6. Для чего нам нужны знания о технологической документации? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «технологическая документация». Что относят к технологической документации. 2. Что такое ЕСТД? 3. Изложите основные стадии проектирования технологического процесса. 4. Чем операционная карта отличается от технологической карты? 5. Охарактеризуйте элементы технологического процесса: установ, переход, рабочий ход (проход). Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить практические работы № 16, 17 из учебника с учётом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Разрабатывают технологические карты. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 16, 17 из учебника | Понимать и интерпретировать информацию, представленную в таблицах 7, 8 из учебника (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какая документация называется технологической? 2. Какие основные пять стадий включает проектирование технологического процесса? 3. Какую информацию содержит технологическая карта; операционная карта? 4. Что произойдёт, если изготовлять деталь не в той последовательности, которая указана в технологической карте? Инициирует рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Оценивает разработку обучающимися технологических процессов по следующим критериям: 1) правильность выбора материала детали; 2) выбор заготовки с учётом припусков; 3) точность изложения содержания операций; 4) полнота перечня инструментов; 5) полнота перечня приспособлений; 6) грамотность изложенного текста; 7) правильная последовательность выполнения операций; 8) все необходимые операции указаны в технологическом процессе; 9) аккуратность заполнения карты; 10) соблюдение времени выполнения задания. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 18; 2) творческий уровень: составить технологическую карту с помощью компьютера | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий |