Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 16 (вариант Б)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант Б: Технологии изготовления текстильных изделий.
Тема урока. Технология ручных и машинных работ.
Тип урока. Комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с ручными и машинными швейными операциями и их терминологией; приобретению умений выполнять ручные и машинные швейные операции.
Задачи:
обучения — сформировать знание терминологии и технологии выполнения операций швейных ручных и машинных работ; навыки дублирования деталей кроя клеевой прокладкой; выполнения ручных работ: примётывания, вымётывания деталей; машинных работ: притачивания, обтачивания деталей; научить оценивать качество выполнения ручных работ;
развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, их силы, координации);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность).
Дидактические средства: инструменты и приспособления для ручных работ; образец ручных работ; учебник технологии (§ 35, 38), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов ручных работ; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: дублирование деталей кроя, клеевая прокладка; примётывание, вымётывание; притачивание, обтачивание; обработка припусков на швы перед вывёртыванием; машинные швы: обтачной шов с расположением шва на сгибе, с образованием канта.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии выполнения ручных и машинных работ; получение опыта выполнения ручных работ: примётывания, вымётывания деталей; машинных работ: притачивания, обтачивания деталей.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что в швейных работах означают термины «смётывание» и «стачивание»? 2. Что означают термины «замётывание» и «застрачивание»? 3. Какие по толщине и цвету нитки выбирают для ручных работ; для машинных работ? 4. Когда и как правильно удаляют нитки временного назначения? 5. Как вы понимаете термины «дубль», «дублировать»? Организует соревнование с фиксацией времени и правильности заправки в целях закрепления умения заправлять швейную машину нитками. Подводит итоги соревнования. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока. Включаются в соревнование | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Объясните, почему необходимо укреплять некоторые детали кроя клеевой прокладкой. 2. Назовите правила безопасной работы утюгом, иглами и булавками. 3. Что означают термины ручных и машинных работ «примётывание», «притачивание», «обтачивание», «вымётывание»? 4. Как нужно обработать машинный шов перед вывёртыванием? 5. Какое условное и графическое изображение имеет обтачной машинный шов с расположением на сгибе и в кант? Проводит обобщение полученной информации. Показывает приёмы и последовательность дублирования деталей кроя. Показывает приёмы примётывания, вымётывания, притачивания, обтачивания деталей. Предлагает выполнить практические работы № 37, 41 из учебника с учётом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из учебника). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 137—142 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Почему после выполнения дублирования нужно дать детали остыть? 2. Чем различаются операции притачивания и обтачивания? 3. Как нужно обработать срезы после обтачивания перед вывёртыванием? 4. Какие виды обтачного шва вы знаете? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке по следующим критериям: 1) параметры строчки выбраны верно; 2) машинные строчки ровные; 3) припуски на швы и уголки срезаны правильно; 4) шов выметан правильно; 5) влажно-тепловая обработка выполнена аккуратно. Предлагает домашнее задание: ответить на вопросы к § 38 | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий |