Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 1


Раздел. Технологии получения современных материалов.

Темы урока. 1. Технология изготовления изделий из порошков (порошковая металлургия). 2. Пластики и керамика.

Тип урока. Комбинированный.

Цели урока. По теме 1: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией изготовления изделий из порошков; по теме 2: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с современными многофункциональными материалами; обучить школьников выполнять поиск в Интернете и других источниках информации о предприятиях региона проживания, использующих современные материалы и технологии их обработки.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о технологии изготовления изделий из порошков (порошковой металлургии), современных многофункциональных материалах на уровне осмысления, запоминания, узнавания объектов;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать), умений учебного труда (наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).

Дидактические средства: примеры изделий, полученных методами порошковой металлургии и изделий из пластика и керамики, видеоматериалы, библиотека кабинета технологии, электронные средства обучения, учебник технологии (§ 1, 2), рабочая тетрадь, персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, работа с учебником, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: материал (основной, вспомогательный), порошковая металлургия, металлокерамика, пластики (пластмассы), технология синтеза, термопластичные и термореактивные полимеры, углеродистое волокно, керамика, биоматериалы (биокерамика).

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологии изготовления изделий из порошков (порошковой металлургии), о пластиках и керамике, овладение новой терминологией, ключевыми понятиями; получение новых знаний в рамках учебного предмета.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. Что оказывает влияние на появление современных материалов? Чем основной материал отличается от вспомогательного? 2. Что такое металлургия? 3. Чем порошковая металлургия отличается от обычной металлургии? 4. В чём заключаются преимущества пластмасс перед металлами? 5. В чём пластмассы уступают металлам? 6. Какие предметы быта изготавливают из пластмасс? 7. Чем отличаются термопластичные полимеры от термореактивных? 8. Сравните, что общего и чем различаются представленные на изображениях (слайде) различные изделия из пластмасс. Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению тем и целей урока Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают темы и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания Понимать значимость целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Предлагает провести самостоятельное исследование изделий из пластмасс различных типов, классифицировать их в соответствии с международными универсальными кодами (см. табл. 1 из учебника). Организует обсуждение результатов исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 1 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют результаты исследования. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных технологий. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 1 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Понимать и интерпретировать информацию учителя. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков Осуществлять самоконтроль процесса и результата выполнения практической работы. Преобразовывать практическую работу в познавательную Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Понимать значимость технологий в практической жизни
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Что такое «формование» и «спекание» в порошковой металлургии? 2. В каких областях техники применяют металлокерамику? 3. Почему подшипники, полученные из порошков методом спекания, называют самосмазывающимися? 4. Что такое технология синтеза в производстве пластиков? 5. Все ли пластмассы могут быть использованы для изготовления посуды? 6. Что такое углеродистое волокно? 7. Назовите область применения керамики. Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 1, 2 Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Давать определения понятий, обобщать понятия. Делать выводы. Осознанно строить речевые высказывания Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь. Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх