Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 17 (вариант Б)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант Б: Технологии изготовления текстильных изделий.
Тема урока: Вышивание прямыми и петлеобразными стежками.
Тип урока. Комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по приобретению умений выполнять вышивку прямыми и петлеобразными стежками.
Задачи:
обучения — ознакомить с материалами, инструментами и приспособлениями для вышивки, приёмами подготовки к вышивке; ознакомить с прямыми и петлеобразными стежками и швами на их основе, обучить выполнению швов «вперёд иголку», «вперёд иголку в два приёма», «назад иголку», стебельчатый; научить оценивать качество выполнения работы;
развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, их силы, координации);
воспитания — воспитывать творческое начало личности.
Дидактические средства: изделия с вышивкой, канва формата А4, цветные нитки мулине, игла, напёрсток, пяльцы; образцы вышивки; учебник технологии (§ 45), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, показ наглядных пособий, демонстрация приёмов вышивания; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: вышивка, канва, пасма; ручные стежки: прямые, петлеобразные; швы: «вперёд иголку», «вперёд иголку в два приёма», «назад иголку», стебельчатый.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о материалах, инструментах и приспособлениях для вышивки; получение опыта вышивания прямыми и петлеобразными стежками.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Предлагает рассмотреть изделия с вышивкой. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Какую вышивку вы выполняли в начальных классах? 2. Для чего предназначена вышивка? 3. Что необходимо иметь для выполнения вышивки? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Демонстрирует образцы вышивки прямыми и петлеобразными стежками, изделия с вышивкой. Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «вышивка». 2. Какова история этой техники? 3. Назовите материалы, инструменты и приспособления для вышивки. 4. Перечислите правила безопасной работы иглами. Организует обсуждение полученной новой информации. Показывает приёмы подготовки ткани, ниток к вышивке. Демонстрирует закрепление нитки на ткани, приёмы выполнения швов «вперёд иголку», «вперёд иголку в два приёма», «назад иголку», стебельчатый. Предлагает выполнить практическую работу № 42 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Разрабатывают технологическую карту. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 42 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 157—160 из учебника (аспект смыслового чтения) | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практической работы | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какую ткань вы использовали для выполнения швов? 2. Как подготовили нитки мулине к работе? 3. Как выполнить закрепку в начале работы, если имеется чётное количество нитей; нечётное количество? 4. Как выполнить закрепку в конце работы? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) ответить на вопросы к § 45; 2) на творческом уровне: придумать рисунок и вышить его изученными швами | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |