Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 19 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Технология нарезания резьбы.
Тип урока. Комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией нарезания резьбы в заготовках из металла и пластмассы; обучить приёмам нарезания внутренней и наружной резьбы вручную.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологии нарезания резьбы на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обучить учащихся новым трудовым операциям;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их силы, координации), умений учебного труда (наблюдать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), мотивы труда (желание овладеть какой-либо профессией, добиться высоких результатов в работе), коллективизм.
Дидактические средства: слесарный верстак, тиски, метчики и плашки, масло машинное, дрели, свёрла, плашкодержатель и вороток, штангенциркули, заготовки из металла и пластмассы для выполнения практической работы № 26; учебник технологии (§ 24), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов нарезания внутренней и наружной резьбы, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: резьбовое соединение, болт, гайка, шпилька, винт, резьба (наружная и внутренняя), плашка, плашкодержатель, метчик, вороток.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии нарезания резьбы в заготовках из металла и пластмассы; получение навыков нарезания резьбы в заготовках вручную.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. Что такое резьба? 2. Что такое профиль резьбы? 3. Как изображают резьбу на чертеже? 4. Назовите изделия, в которых имеется резьба. 5. Что такое резьбовое соединение? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в дискуссию с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «резьбовое соединение». 2. Охарактеризуйте виды резьбовых соединений (с помощью болта, шпильки, винта). 3. Какие инструменты применяют для нарезания наружной резьбы? 4. Каким образом определяют диаметр стержня для нарезания наружной резьбы? 5. Опишите технологию нарезания наружной резьбы. 6. Какие инструменты применяют для нарезания внутренней резьбы? 7. Каким образом определяют диаметр отверстия для нарезания наружной резьбы? 8. Опишите технологию нарезания внутренней резьбы. Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 26 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 78—85 из учебника | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Что такое резьба? 2. Резьбовое соединение является разъёмным или неразъёмным? 3. Что такое плашка; метчик? 4. Каким образом определяют диаметр отверстия для нарезания внутренней резьбы? 5. С какой целью на стержне перед нарезанием наружной резьбы выполняют фаску? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 24; 2) творческий уровень: найти в Интернете видеоматериалы о процессе нарезания резьбы на токарном станке; скопировать их для размещения в электронной библиотеке кабинета технологии | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий |