Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 28
Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.
Тема урока. Технологии флористики. Комнатные растения в интерьере.
Тип урока. Комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией флористики.
Задачи:
обучения — ознакомить с технологиями аранжировки цветов, комнатными растениями в интерьере квартиры; разновидностями комнатных растений; обучить на практике создавать цветочную композицию, оформлять школьные помещения комнатными цветами; научить оценивать качество выполнения работы;
развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, координации);
воспитания — воспитывать мотивы труда (стремление принести пользу людям, переживание красоты труда).
Дидактические средства: живые срезанные цветы, контейнер, цветочная губка; горшечные растения, имеющиеся в школьных помещениях; учебник технологии (§ 55—58), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация плакатов, показ приёмов работы; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: технологические приёмы аранжировки: укрепление стебля проволокой, прошивание листа, крепёж «двойная нога», шар из лозы; одиночное растение, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум, жардиньерка; виды и группы комнатных растений.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологиях аранжировки цветов, комнатных растениях в интерьере квартиры; разновидностях комнатных растений; получение опыта создания цветочной композиции; оформления школьных помещений комнатными цветами.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Вспомните, привлекая знания по биологии, что означает понятие «флора». 2. Что означает понятие «дизайн»? 3. Как соединить эти понятия? Что такое флористический дизайн? 4. Какие цветы вам больше нравятся: срезанные и оформленные в букет, композиция или комнатные растения в горшках? Обобщает результаты проблемного диалога. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Объясните значения понятий «флористика», «флористический дизайн», «аранжировка». 2. Назовите и дайте характеристику правилам композиции, применяемым при создании любого объекта дизайна, в том числе флористической композиции. 3. Назовите особенности выбора и подготовки растительного материала и вазы для создания композиции. 4. Перечислите приспособления и инструменты для флористики. 5. Назовите приёмы аранжировки цветочных композиций. 6. Опишите и зарисуйте разновидности комнатных растений. 7. Ознакомьтесь с созданием композиций из горшечных растений, использованием растений в интерьере квартиры. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практические работы № 52, 53 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 52, 53 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 191—206 из учебника (аспект смыслового чтения) | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Что означают понятия «текстура» и «фактура» применительно к растительному (цветочному) материалу? 2. Как нужно грамотно использовать законы цветоведения при составлении букета цветов? 3. Какие функции выполняет губка-оазис? 4. Как укрепить стебель цветка проволокой? 5. В чём различие декоративноцветущих комнатных и горшечных растений? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельные работы; 2) ответить на вопросы к § 55—58 | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |