Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 10 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Технологии получения сплавов с заданными свойствами.
Тип урока. Комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологиями получения сплавов с заданными свойствами; обучить учащихся разбираться в классификации сталей, видах термической обработки сталей.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологиях получения сплавов с заданными свойствами на уровне восприятия, осмысления, запоминания, узнавания объектов; сформировать навыки учебно-исследовательской деятельности;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать); развивать специфические виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное), качества ума (глубину, гибкость, широту);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); бережное отношение к конструкционным материалам.
Дидактические средства: детали из конструкционной и инструментальной стали; плакат с цветами каления и цветами побежалости для стали; оборудование, материалы и инструменты для проведения практической работы № 11: муфельная печь, стальные образцы, клещи, металлический сосуд для воды, металлический лист, защитные очки, рукавицы, верстак, тиски, напильники; учебник технологии (§ 15), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов термической обработки стали, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: углеродистая сталь, легированная сталь, инструментальная сталь, термическая обработка (закалка, отпуск, отжиг).
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; бережное отношение к конструкционным материалам;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о классификации сталей, видах термической обработки сталей; приобретение опыта термической обработки стали.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Какие металлы и сплавы вы знаете? 2. Чем отличается сталь от других металлов (меди, алюминия и др.)? 3. Почему одну стальную проволоку можно легко согнуть руками, а другую, такого же диаметра, не согнуть? 4. Назовите механические свойства металлов. 5. Перечислите технологические свойства металлов. 6. Для чего нам нужны знания о металлах и сплавах? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Понимать значимость человеческой деятельности в развитии цивилизации |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «термическая обработка», «закалка», «отпуск», «отжиг». 2. Выполните классификацию сталей, объясните их маркировку. 3. Укажите область применения углеродистых, инструментальных и легированных конструкционных сталей. 4. Опишите основные виды термической обработки сталей (закалку, отпуск, отжиг). 5. Как появляются цвета каления и цвета побежалости? 6. Охарактеризуйте профессию, связанную с термической обработкой стали. Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить практическую работу № 11 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставлениеразличных видов термообработки. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 11 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию | Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Чем углеродистая качественная сталь отличается от стали обыкновенного качества? 2. Сколько углерода содержится в стали 45? 3. Почему инструментальная сталь имеет такое название? 4. Чем отличается закалка от отпуска? 5. Каким образом охлаждают стальную заготовку во время отжига? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 15; 2) повышенный уровень: найти в Интернете или других источниках информацию о марках сталей, не рассмотренных в § 15, и узнать, где они применяются | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий |