Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 13 (вариант Б)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант Б: Технологии изготовления текстильных изделий.
Тема урока. Ткани из волокон животного происхождения.
Тип урока. Комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с видами и свойствами тканей из волокон животного происхождения.
Задачи:
обучения — сформировать представление о видах и свойствах тканей из волокон животного происхождения; обучить определять вид и свойства шерстяных и натуральных шёлковых тканей; формировать навыки учебно-исследовательской деятельности;
развития — способствовать развитию сенсорных навыков (умения определять признаки и свойства материалов по их цвету, блеску, запаху, на ощупь);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность).
Дидактические средства: образцы тканей из волокон животного происхождения, примеры изделий различного назначения из шерстяных и шёлковых тканей; учебник технологии (§ 33), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: руно, шёлк-сырец, шерстяные ткани, ткани из натурального шёлка, смесовые ткани.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о свойствах тканей из волокон животного происхождения; овладение умениями исследовательской деятельности по изучению свойств хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шёлковых тканей.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. Какие ткани вы изучали в 6 классе? 2. Приведите примеры механических, гигиенических и технологических свойств тканей. 3. Для чего нужно знать эти свойства? 4. Какие свойства тканей из хлопка и льна наиболее привлекательны? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Вовлекает в самостоятельную исследовательскую деятельность в группах — изучение свойств тканей из волокон животного происхождения в соответствии с маршрутным листом. 1. Перечислите виды тканей из волокон животного происхождения и назовите их свойства. 2. Раскройте понятие «смесовые ткани». 3. Охарактеризуйте признаки тканей из натуральных волокон: льна, хлопка, шерсти и шёлка, обращая внимание на их отличительные особенности. Организует обсуждение полученной новой информации. Демонстрирует приёмы изучения свойств тканей из льна, хлопка, шерсти и шёлка. Предлагает выполнить практическую работу № 36 из учебника. Предлагает оформить результаты исследований в рабочей тетради. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 36 из учебника. Обобщают, делают выводы | Понимать и интерпретировать полученную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практической работы | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Чем отличаются ткани из волокон животного происхождения от тканей растительного происхождения (по виду пламени, запаху и оставшемуся после горения пеплу)? 2. Какие гигиенические свойства шерстяных и шёлковых тканей вы считаете наиболее важными? 3. Какая ткань наиболее сложна в обработке? Почему вы так думаете? 4. Одежда из какой ткани лучше всего согреет зимой? 5. Какое свойство натурального шёлка вам кажется наименее привлекательным? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 33 | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Давать определения понятий, обобщатьпонятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |