Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 15 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Тема урока. Технология соединения деталей из древесины шкантами и шурупами в нагель.

Тип урока. Комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией соединения деталей из древесины шкантами и шурупами в нагель; обеспечить усвоение приёмов сборки деталей с помощью шкантов и приёмов соединения брусков из древесины шурупами в нагель.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о технологии соединения деталей из древесины шкантами и шурупами в нагель на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; отработать навыки самостоятельного выполнения обучающимися столярных операций: разметки, пиления ножовкой, строгания рубанком, сверления, зачистки и др.;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), общетрудовых политехнических умений;

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), мотивы труда (потребность в нём, желание овладеть какой-либо профессией, добиться высоких результатов в работе), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), развивать творческое начало личности.

Дидактические средства: плакаты и слайды с видами изделий, детали которых соединены на шкантах или шурупами в нагели; заготовки из древесины для выполнения практической работы № 19; инструменты для разметки, верстаки, рубанки, пилы, стамески, молотки, напильники, коловороты, дрели, шилья, свёрла, струбцины, шлифовальная шкурка, кисти, клей; библиотека кабинета технологии, учебник технологии (§ 20), рабочая тетрадь, ПК.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов соединения деталей шкантами и шурупами в нагель, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: нагель.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологии соединения деталей из древесины шкантами и шурупами в нагель; получение навыков самостоятельного выполнения столярных операций.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. Что такое сборка деталей? 2. Какие способы соединения брусков из древесины вы знаете? 3. Какие инструменты применяют для соединения деревянных брусков? 4. Назовите правила соединения деталей шурупами и саморезами. 5. Почему соединение получается более прочным, если шуруп входит в основную деталь поперёк волокон? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в дискуссию с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют алгоритм своих действий по достижению поставленных целей урока Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь Мобилизировать внимание. Уважать окружающих
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «соединение шкантами», «соединение шурупами в нагель». 2. Опишите технологический процесс соединения деталей на шкантах. 3. Опишите технологию соединения деталей шурупами в нагель. 4. Как рассчитать необходимый диаметр шканта и глубину глухих отверстий в деталях? Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 19 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют результаты исследования. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных технологических приёмов. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 19 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 61—65 из учебника. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Каким должен быть диаметр шканта, если толщина соединяемых деталей равна 20 мм? 2. В чём отличие шканта от нагеля? 3. Если диаметр шканта равен 8 мм, каким должен быть диаметр отверстия в соединяемой детали? 4. Каким образом при сверлении контролируют глубину глухого отверстия в детали? 5. С какой целью шканты перед установкой в отверстия смазывают клеем? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 20 Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Делать выводы и умозаключения из наблюдений,изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх