Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 21 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Темы урока. 1. Мозаика. Технология изготовления мозаичных наборов. 2. Мозаика с металлическим контуром.
Тип урока. Комбинированный.
Цели урока. По теме 1: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией изготовления мозаичных наборов; обучить учащихся изготовлять мозаичный набор из шпона.; по теме 2: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией изготовления мозаики с металлическим контуром; обучить учащихся украшать мозаичные наборы из шпона филигранью и сканью.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологии изготовления мозаичных наборов; сформировать представления об инструментах и материалах для выполнения мозаики в технике маркетри; сформировать понятие о технологии изготовления мозаики с металлическим контуром;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), воображения (репродуктивного, творческого);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), эстетические взгляды, творческие начала личности.
Дидактические средства: образцы изделий, украшенных мозаикой различных видов; видеоматериалы, слайды с изображением мозаики; рисунки или эскизы для декоративного украшения изделий в технике маркетри; шпон из древесины различных пород, копировальная бумага, карандаши, слесарные ножницы, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, проволока, тонколистовой металл, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, клей, лак, кисти, резиновые перчатки, вытяжной шкаф; учебник технологии (§ 26—28), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов выполнения мозаичного набора, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: мозаика, инкрустация, интáрсия, блочная мозаика, маркетри́, нож-пилка, притирочный молоток, циркуль-резак, облицовывание, мозаика с металлическим контуром, филигрань, скань.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии изготовления мозаичных наборов, в том числе украшенных филигранью и сканью; получение навыков работы с инструментами и материалами для выполнения мозаичных наборов в технике маркетри.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. По теме 1 1. Какой способ отделки изделий из древесины вы изучали в 5 классе? 2. Что такое тонирование? 3. Как выглядит детская игрушка «Мозаика»? 4. Что такое шпон? 5. С какой целью поверхность детали из древесины покрывают лаком? По теме 2 1. Что такое проволока? 2. Какими инструментами режут и изгибают проволоку? 3. Каким образом можно отрезать тонкую полоску металла (шириной 2…3 мм) от металлического листа? Подводит обучающихся к определению тем и целей урока |
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют темы и цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. По теме 1 1. Какие декоративно-художественные промыслы распространены в регионе вашего проживания? 2. Дайте определения понятий «мозаика», «инкрустация», «интáрсия», «маркетри́» «блочная мозаика». 3. Что такое орнамент? 4. Какие материалы и инструменты применяют для изготовления мозаичного набора в технике маркетри? 5. Дайте описание технологии изготовления мозаичного набора. По теме 2 1. Дайте определения понятий «мозаика с металлическим контуром», «филигрань», «скань». 2. Опишите технологию выполнения мозаичного набора с металлическим контуром. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практические работы № 29—31 из учебника с учётом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы |
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных приёмов изготовления мозаичных наборов. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 29—31 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 87—100 из учебника. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Что такое орнамент? 2. В чём заключается техника блочной мозаики? 2. Где применяются изделия, украшенные мозаикой? 3. Шпон из какой древесины используют для мозаичных работ? 4. Каким образом следует оборудовать рабочее место для мозаичных работ? 5. Для чего предназначен циркуль-резак? 6. Перечислите материалы, необходимые для мозаичных работ. 7. Почему полоски металлического контура должны немного выступать над поверхностью мозаичного набора? 8. Полоски из какого металла применяют для мозаики с металлическим контуром? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 26—28 | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашнего задания |