Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 20 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка.
Тип урока. Комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с устройством школьного настольного горизонтально-фрезерного станка НГФ-110Ш и технологией фрезерования на нём заготовок из конструкционных материалов; обучить учащихся управлять станком, фрезеровать заготовки.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологической операции фрезерования, режущих инструментах для фрезерной обработки — фрезах, технологии обработки заготовок на настольном горизонтально-фрезерном станке НГФ-110Ш (или другом станке подобной конструкции); научить учащихся настраивать станок, управлять им, фрезеровать заготовки с соблюдением правил безопасной работы;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, систематизировать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), общетрудовых политехнических умений (конструктивно-технических, организационно-технологических);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), дисциплинированность (выполнение установленных требований к поведению и труду), бережное отношение к школьному оборудованию.
Дидактические средства: горизонтально-фрезерный станок НГФ-110Ш; детали, обработанные на фрезерном станке; фрезы, штангенциркули, металлические и пластмассовые заготовки; учебник технологии (§ 25), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация деталей, обработанных на фрезерном станке, показ видеоматериалов, демонстрация приёмов работы на станке НГФ-110Ш, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: фрезерование, фреза, фрезерный станок.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии фрезерования заготовок из конструкционных материалов на настольном горизонтально-фрезерном станке; приобретение опыта самостоятельной работы на фрезерном станке НГФ-110Ш.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Какое движение на токарном станке совершает заготовка, и какое — режущий инструмент? 2. Можно ли на токарном стане обработать деталь, имеющую форму параллелепипеда (например, зажим воротка)? 3. Является ли фрезерный станок технологической машиной? 4. Какие тиски применялись на настольном сверлильном станке? 5. Каково назначение коробки скоростей в токарно-винторезном станке? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «фрезерование», «фреза». 2. Охарактеризуйте устройство школьного фрезерного станка НГФ-110Ш. Опишите все его главные элементы. 3. Перечислите виды фрез. 4. Опишите технологию фрезерования плоскостей. 5. Перечислите правила безопасной работы на фрезерном станке. Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практические работы № 27, 28 из учебника с учётом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 27, 28 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 84—86 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать значимость человеческой деятельности в развитии науки и техники |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какое движение при фрезеровании совершает фреза и какое — заготовка? 2. Каким образом устанавливают заготовку на фрезерном станке? 3. В чём отличие машинных тисков от слесарных? 4. Каким образом машинные тиски крепят на столе станка? 5. Каким образом устанавливают частоту вращения шпинделя? 6. Как перемещают стол станка в вертикальном направлении? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 25 | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |