Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 11 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Отклонения и допуски на размеры деталей.
Тип урока. Комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятия о точности измерений, допустимых размерах, предельных отклонениях и допусках на размеры детали, посадках с натягом и зазором; обучить учащихся рассчитывать предельные отклонения размеров деталей, наибольший и наименьший допустимые размеры детали, определять вид посадки (с зазором или с натягом) в соединении вала с отверстием.
Задачи:
обучения — сформировать понятие об отклонениях и допусках на размеры деталей на уровне восприятия, осмысления, узнавания объектов; сформировать навыки расчёта предельных отклонений размеров деталей;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, абстрагировать), объёмно-пространственного мышления;
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).
Дидактические средства: плакаты со схемой обозначений отклонений и допусков на размеры; модели соединений деталей, образующих посадки с натягом и зазором; эскизы соединений валов и отверстий для выполнения практической работы № 12; чертёжные инструменты; учебник технологии (§ 16), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация посадок с натягом и зазором, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: номинальный размер; наибольший допустимый размер, наименьший допустимый размер, предельное отклонение; допуск.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о точности измерений, допустимых размерах, предельных отклонениях и допусках на размеры детали, посадках с натягом и зазором; овладение умениями рассчитывать предельные отклонения размеров деталей, определять вид посадки в соединении вала с отверстием.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. Наблюдали ли вы, что изготовленные вами детали для какого-либо изделия не всегда точно соответствуют чертежу? 2. С какими причинами это связано? 3. Почему бывает трудно получить точный размер? 4. Какое правило принято в технике, позволяющее учитывать погрешности изготовления деталей? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в дискуссию с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «номинальный размер», «наибольший и наименьший допустимый размер», «допуск». 2. По каким критериям инженеры-конструкторы назначают номинальный размер деталей? 3. Как обозначают размеры на чертеже с учётом допусков? 4. Охарактеризуйте посадки с натягом и зазором. 5. Запишите формулы для определения верхнего и нижнего отклонений размеров для вала и отверстия. Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 12 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов и интернет-ресурсов). Представляют результаты исследования. Обобщают (осознаюти формулируют) то новое, что усвоили.Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных посадок с натягом и зазором. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу (рассчитывают отклонения и допуски на размеры деталей). Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Понимать и интерпретировать полученную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Почему при вращении рукоятки ручной дрели ручка остаётся плотно зажатой в руке, а не проворачивается в руке? 2. За счёт чего боёк киянки плотно соединён с её ручкой? 3. Чему равно нижнее отклонение размера 80+0,2 мм? 4. Размер детали по чертежу равен 40+0,5+0,2, а рабочий сделал деталь размером 40,1 мм. Будет ли эта деталь пригодной или бракованной? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 16; 2) повышенный уровень: найти в Интернете или других источниках информацию об изделиях, имеющих посадку с натягом или зазором, узнать, где их применяют | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий |