Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 4
Раздел. Современные информационные технологии.
Тема урока. Обработка изделий на станках с ЧПУ.
Тип урока. Комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией обработки изделий на станках с числовым программным управлением (ЧПУ).
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологии обработки изделий на станках с ЧПУ на уровне осмысления, запоминания, узнавания; ознакомить с разработкой и созданием изделия с помощью учебного станка;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, классифицировать), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность).
Дидактические средства: видеоматериалы об обработке изделий на станках с ЧПУ, электронные средства обучения, ПК, программное обеспечение (CAD-программа); учебник технологии (§ 7), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: числовое программное управление (ЧПУ), станки с ЧПУ, обрабатывающие центры с ЧПУ.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии обработки изделий на станках с ЧПУ; получение опыта разработки и анализа процесса создания изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трёхмерного проектирования; овладение новой терминологией, ключевыми понятиями; получение новых знаний в рамках учебного предмета.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Какими возможностями обладает компьютерная графика? 2. В каких областях применяют продукты, созданные в 3D-редакторе? 3. В чём заключается участие человека (станочника) в изготовлении детали на обычном токарном станке? Обобщает результаты проблемного диалога. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Понимать значимость целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Объясните значения понятий «числовое программное управление (ЧПУ)», «станки с ЧПУ», «обрабатывающие центры с ЧПУ». 2. Назовите наиболее распространённые виды обработки изделий на станках с ЧПУ. 3. Назовите профессии, связанные с IT-технологиями. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практическую работу № 5 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернетресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу. Обобщают, делают выводы | Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию | Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Преобразовывать практическую работу в познавательную | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Понимать и воспринимать на слух замечания учителя | Понимать значимость человеческой деятельности в развитии науки и техники |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Что означает термин «числовое программное управление»? 2. Где применяется обработка деталей с помощью станков с ЧПУ? 3. В чём заключается деятельность оператора станков с ЧПУ? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 7; 2) повышенный уровень: узнать в Интернете, какие виды обработки могут совмещаться в обрабатывающих центрах с ЧПУ | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлек сию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий |