Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 2


Раздел. Технологии получения современных материалов.

Темы урока. 1. Композитные материалы. 2. Технологии нанесения защитных и декоративных покрытий.

Тип урока. Комбинированный.

Цели урока. По теме 1: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с композитными материалами; по теме 2: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией нанесения защитных и декоративных покрытий.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о композитных материалах и технологиях нанесения защитных и декоративных покрытий на уровне осмысления, запоминания, узнавания;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, классифицировать), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).

Дидактические средства: библиотека кабинета технологии, видеоматериалы о композитных материалах и технологиях нанесения защитных и декоративных покрытий, электронные средства обучения, учебник технологии (§ 3, 4), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: композитный материал (компози́т), стеклопластики, биметалл, покрытия (защитные, декоративные); хромирование, никелирование, цинкование; напыление (плазменное, газопламенное).

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о композитных материалах, технологиях нанесения защитных и декоративных покрытий, овладение новой терминологией, ключевыми понятиями; получение новых знаний в рамках учебного предмета.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое композитный материал, стеклопластик, биметалл? 2. Чем отличается защитное покрытие от декоративного? 3. Почему некоторые шариковые ручки, имеющие блестящую металлическую поверхность, на вес очень лёгкие? 4. Замечали ли вы, что варочные поверхности некоторой кухонной посуды имеют цвет, отличающийся от цвета металла? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению тем и целей урока Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают темы и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Понимать значимость целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «композитный материал», «стеклопластик», «биметалл». 2. Назовите область применения композитных материалов. Какими признаками композитного материала обладает обыкновенная фанера? 3. Перечислите примеры изделий из стеклопластика. 4. Какие изделия из металла или древесины вы предложили бы изготавливать из стеклопластика? Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практические работы № 2, 3 из учебника с учётом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Организует обсуждение результатов образовательного путешествия. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Преобразовывать практическую работу в познавательную Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Понимать и воспринимать на слух замечания учителя Понимать значимость человеческой деятельности в развитии науки и техники
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам. 1. С какой целью создают композитные материалы? 2. Что такое стеклопластики? 3. Каково назначение каждого из слоёв композитной панели, изображённой на рис. 6 из учебника? 4. Может ли защитное покрытие быть одновременно декоративным? 5. Назовите примеры оцинкованных предметов быта. 6. Можно ли на пластмассовую деталь нанести металлическое покрытие? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает с обучающимися варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 3, 4; 2) повышенный уровень: найти в Интернете или других источниках информации сведения о перспективных технологиях получения материалов с заданными свойствами, ознакомиться с ними, сделать выводы Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения домашних заданий



Наверх