Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 24
Раздел. Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов.
Тема урока. Приготовление блюд из мяса.
Тип урока. Комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по изучению технологии приготовления блюд из мяса; обучить готовить блюда из мяса.
Задачи:
обучения — ознакомить с видами мяса и мясных продуктов, первичной обработкой мяса, технологиями тепловой обработки мяса; обучить на практике приготовлению и подаче блюд из мяса; формировать навыки учебно-исследовательской деятельности; научить оценивать качество выполнения работы;
развития — способствовать развитию сенсорных навыков (умения определять признаки и свойства продуктов и блюд по их цвету, запаху, на ощупь); моторных навыков (точности движений, их силы, скорости, координации);
воспитания — воспитывать мотивы труда, коллективизм, дисциплинированность.
Дидактические средства: кухонный инвентарь; учебник технологии (§ 49, 50), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация плакатов, показ приёмов работы; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: говядина, свинина, баранина, субпродукты; изделия из рубленого мяса: битки, котлеты, шницели; отваривание, припускание, жарка, тушение, запекание мяса; гарниры.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологиях первичной и тепловой обработки мяса, приготовлении и подаче блюд; приобретение опыта приготовления некоторых блюд из мяса.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Почему нужно есть мясо? 2. Какие виды мяса вы знаете? 3. Что такое субпродукты? 4. Какие виды тепловой обработки продуктов вы знаете? 5. В каком случае при варке куски рыбы заливают холодной водой, а в каком — горячей? Обобщает результаты проблемного диалога. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах (бригадах). Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Назовите пищевые (питательные) вещества, которыми богато мясо. 2. Перечислите признаки доброкачественности мяса, условия и сроки хранения мясной продукции. 3. Дайте определения понятий «субпродукты» и «мясные консервы». 4. Назовите приёмы подготовки мяса к тепловой обработке, санитарные требования к обработке мяса. 5. Назовите виды тепловой обработки мяса, правила подачи мясных блюд. 6. Охарактеризуйте требования к качеству готовых блюд. 7. Составьте технологическую карту приготовления блюда из мяса, пользуясь текстом учебника. Организует обсуждение полученной новой информации. Организует проведение опыта по определению доброкачественности мяса и мясных продуктов. Организует показ приёмов приготовления блюда из мяса. Предлагает выполнить практические работы № 45—47 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Организует показ приёмов определения качества мясных блюд. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах (бригадах). Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Разрабатывают технологическую карту приготовления блюда. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 45—47 из учебника. Проводят дегустацию блюд. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 182, 183 из учебника (аспект смыслового чтения) | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Чем различаются технологии тепловой обработки овощей, рыбы и мяса? 2. Как определить доброкачественность мяса и мясных продуктов? 3. Как определить готовность мясного блюда? 4. Назовите несколько гарниров к мясным блюдам. 5. Какую форму и какой вид должны иметь готовые изделия из котлетной массы? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 49, 50 | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекват но использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |