Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 7


Раздел. Технологии в транспорте.

Тема урока. Безопасность транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду.

Тип урока. Комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятия о безопасности транспорта и влияния транспорта на окружающую среду; обучить строить учебную компьютерную модель какой-либо выбранной характеристики транспортных средств (например, графическую модель уровня шума транспортного потока).

Задачи:

обучения — сформировать понятие о безопасности транспорта и влиянии транспорта на окружающую среду на уровне восприятия, осмысления, запоминания, узнавания; сформировать понятие о правилах пользования автобусом, троллейбусом, железнодорожным транспортом, правилах безопасности во время экскурсии (образовательного путешествия);

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).

Дидактические средства: фото- и видеоматериалы, электронные образовательные ресурсы, калькуляторы, чертёжные инструменты, учебник технологии (§ 11), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация фото- и видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: безопасность полётов, судоходства, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о безопасности транспорта и влиянии транспорта на окружающую среду; получение новых знаний в рамках учебного предмета.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. Что такое безопасность? 2. Как вы думаете, какой вид транспорта является самым безопасным? 3. Из чего складывается безопасность полётов на воздушном транспорте? 4. Почему автомобильный транспорт больше всего загрязняет окружающую среду в сравнении с другими видами транспорта? 5. Какие мероприятия снижают вредное воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду? 6. Может ли велосипед влиять на окружающую среду? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «безопасность транспорта». Охарактеризуйте понятия «безопасность судоходства», «безопасность автомобильного транспорта». 2. Запишите, какие правила следует соблюдать при пользовании автобусом, троллейбусом, трамваем. 3. Перечислите правила безопасности во время образовательного путешествия (экскурсии). Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 8 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 8 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Понимать и интерпретировать полученную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практической работы Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Понимать значимость человеческой деятельности в развитии науки и техники
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какой вид транспорта эксперты считают наиболее опасным и почему? 2. Перечислите мероприятия по обеспечению безопасности автомобильного транспорта. 3. Перечислите правила пользования железнодорожным транспортом. 4. Каким образом водный транспорт загрязняет окружающую среду? 5. Почему трубопроводный транспорт менее всего загрязняет окружающую среду? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 11; 2) повышенный уровень: найти в Интернете или других источниках информацию о безопасности трубопроводного транспорта, ознакомиться с ней, сделать выводы Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий



Наверх