Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Уроки 20, 21 (вариант Б)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант Б: Технологии изготовления текстильных изделий.
Тема уроков. Вышивание швом крест.
Тип уроков. Комбинированный.
Цель уроков: организовать деятельность обучающихся по приобретению умений выполнять вышивку в технике крест.
Задачи:
обучения — ознакомить с материалами и оборудованием для счётной вышивки, обучить технике вышивки крестом; научить оценивать качество выполнения работы;
развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, их силы, координации);
воспитания — воспитывать творческое начало личности.
Дидактические средства: канва, цветные нитки мулине, игла, напёрсток, пяльцы, схема для вышивки, программа «Вышивка крестом»; образцы вышивки; учебник технологии (§ 46), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, показ наглядных пособий, демонстрация приёмов вышивания; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: счётные швы, схема для вышивки, шов крест.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о материалах и оборудовании для счётной вышивки; получение опыта вышивки в технике крест.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Как выполнить косой стежок? 2. На какой ткани это лучше делать? 3. Что получится, если сделать строчку косых стежков в два приёма: сначала слева направо, а затем, не отрывая нить, справа налево? 4. Умеют ли члены вашей семьи вышивать крестом? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и цели уроков | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель уроков. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели уроков | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Демонстрирует образцы вышивки крестом, изделия с вышивкой, образцы схем для вышивки. Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Назовите материалы, инструменты и приспособления для вышивки крестом. 2. Для чего необходимы схемы для вышивки и каких видов они бывают? 3. Как можно изготовить схемы для вышивки с помощью компьютера? Организует обсуждение полученной новой информации. Демонстрирует приёмы выполнения шва крест: одиночного крестика, вышивки крестом горизонтального и вертикального ряда, по диагонали. Демонстрирует приёмы перевода авторского рисунка в схему для вышивки с помощью компьютерной программы «Вышивка крестом». Предлагает выполнить практическую работу № 43 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 43 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 167—173 из учебника (аспект смыслового чтения) | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать раницы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какой стежок является основным для вышивки крестом? 2. Какие особые материалы, инструменты и приспособления необходимы для вышивки крестом? 3. Чем различаются техники выполнения горизонтального и вертикального ряда крестиков? 4. Расскажите, как можно сделать авторскую вышивку. Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроках. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроках. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 46; 3) завершить вышивание работы | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроках. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |