Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 12 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Графическое изображение изделий.
Тип урока. Комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятия о конструкторской документации, секущей плоскости, сечениях и разрезах; обучить учащихся вычерчивать чертежи деталей из древесины и металла, использовать компьютер для подготовки конструкторской документации.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о конструкторской документации на уровне восприятия, осмысления, узнавания объектов; понятие о секущей плоскости, сечениях и разрезах на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обеспечить отработку навыков выполнять эскизы и чертежи;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, абстрагировать), объёмно-пространственного мышления и воображения (репродуктивного, творческого), графической грамотности;
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), творческое начало личности, коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).
Дидактические средства: плакаты с чертежами деталей из древесины и металла, сборочные чертежи изделий из древесины и металла, набор простых деревянных и металлических деталей для выполнения практических работ, чертёжные инструменты, чертежи деталей, штангенциркули, болты и гайки; библиотека кабинета технологии; учебник технологии (§ 17), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация плакатов (слайдов) с чертежами, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: конструкторская документация, Единая система конструкторской документации (ЕСКД), графическая документация, сечение, разрез, штриховка, фаска, резьба.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о конструкторской документации, секущей плоскости, сечениях и разрезах; овладение умениями вычерчивать чертежи деталей из древесины, металлов, искусственных материалов, использовать компьютер для подготовки конструкторской документации.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое графическая документация, чем она отличается от текстовой документации? 2. Какое изображение детали вам более понятно: технический рисунок, эскиз или чертёж? 3. Для чего служит масштаб? 4. Чем сборочный чертёж отличается от чертежа детали? 5. Каково назначение спецификации к сборочному чертежу? 6. Что означает словосочетание «прочитать чертёж детали»? 7. С помощью каких инструментов можно измерить размеры детали? 8. Чем различаются сборочные чертежи изделий из древесины и металла? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Понимать значимость человеческой деятельности в развитии цивилизации |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «конструкторская документация», «ЕСКД». 2. Перечислите названия конструктивных элементов деталей и поясните их смысл. 3. Охарактеризуйте изображения на чертежах, называемые сечением и разрезом. 4. Зарисуйте виды штриховки деталей (в сечениях и разрезах), изготовленных из древесины, металла, пластмассы. 5. Каким образом изображают наружную и внутреннюю резьбы на чертеже? 6. Разработайте чертежи простых деталей из древесины и металла. Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практические работы № 13, 14 из учебника с учётом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Разрабатывают эскизы и чертежи. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 13, 14 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию | Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Что такое схема, инструкция? 2. Что такое фаска, галтель? 3. Что записывают в спецификации к сборочному чертежу? 4. Каково назначение секущей плоскости? 5. Чем отличается штриховка в разрезе металлической детали от штриховки деревянной детали? 6. Что означает на чертеже запись 2 × 45°? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Оценивает выполнение учащимися чертежей по следующим критериям: 1) правильный выбор масштаба; 2) изображение необходимого количества видов детали на чертеже; 3) рациональное использование поля чертежа; 4) отсутствие ошибок в изображении; 5) соблюдение пропорций детали; 6) чёткость линий изображения; 7) соблюдение толщины линий; 8) наличие всех необходимых размеров; 9) правильное обозначение размеров; 10) аккуратность выполнения чертежа (чистота поля). Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 17; 2) творческий уровень: выполнить на компьютере чертёж несложной детали | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения домашних заданий |