Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 3
Раздел. Современные информационные технологии.
Темы урока. 1. Понятие об информационных технологиях. 2. Компьютерное трёхмерное проектирование.
Тип урока. Комбинированный.
Цели урока. По теме 1: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с некоторыми видами информационных технологий; по теме 2: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией компьютерного трёхмерного проектирования.
Задачи:
обучения — сформировать понятие об информационных технологиях на уровне осмысления, запоминания, узнавания; ознакомить с базовыми операциями редактора компьютерного трёхмерного проектирования (на выбор образовательной организации);
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, классифицировать), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность).
Дидактические средства: видеоматериалы об информационных технологиях, обработке изделий на станках с ЧПУ, электронные средства обучения, программное обеспечение (редактор компьютерного трёхмерного проектирования); учебник технологии (§ 5, 6), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: информационные технологии: электронные документы, цифровое телевидение, цифровая фотография, Интернет, социальные сети, виртуальная реальность; компьютерная графика, 3D-моделирование, трёхмерный объект, рендеринг, 3D-редактор, 3D-принтер.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений об информационных технологиях; получение опыта выполнения моделирования несложного объекта в одном из редакторов компьютерного трёхмерного проектирования; овладение новой терминологией, ключевыми понятиями; получение новых знаний в рамках учебного предмета.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. По теме 1 урока 1. Чем информатика отличается от информационных технологий? 2. Какими информационными технологиями вы широко пользуетесь в быту? 3. С какими информационными технологиями вы хотели бы ознакомиться поглубже? По теме 2 урока 1. В каких знакомых вам областях применяется компьютерная графика? 2. Что вы знаете о 3D-моделировании? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению тем и целей урока |
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают темы и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания | Понимать значимость целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. По теме 1 урока 1. Дайте определение понятия «информационные технологии». 2. Назовите наиболее распространённые виды информационных технологий. По теме 2 урока 1. Объясните значения понятий «компьютерное трёхмерное проектирование», «компьютерная графика», «3D-моделирование», «3D-принтер», «рендеринг». 2. Перечислите профессии, связанные с IT-технологиями. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практическую работу № 4 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы |
Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют результаты исследования. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 4 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Понимать и интерпретировать информацию учителя. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Осуществлять самоконтроль процесса и результата выполнения практической работы. Преобразовывать практическую работу в познавательную | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Понимать значимость человеческой деятельности в развитии науки и техники |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какими информационными технологиями вы пользуетесь в быту? 2. Что такое виртуальная реальность и как её используют для подготовки специалистов по различным профессиям? 3. Каково назначение компьютерной графики? 4. Какие графические редакторы вы знаете? В каких умеете работать? 5. В чём отличие традиционного моделирования от 3D-моделирования? 6. Чем отличается продукт работы простого принтера от 3D-принтера? Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает выполнение домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 5, 6; 2) выполнить самостоятельную работу; 3) повышенный уровень: найти в Интернете сведения о других перспективных информационных технологиях, кроме описанных в учебнике, ознакомиться с ними, сделать выводы | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Давать определения понятий, обобщать понятия. Делать выводы. Осознанно строить речевые высказывания | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь. Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий |