Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 18 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Тема урока. Технологии обработки заготовок на токарно-винторезном станке ТВ-6.

Тип урока. Комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией обработки заготовок на токарно-винторезном станке ТВ-6; обучить учащихся выполнять наладку и настройку станка, управлять станком, изготовлять детали из металла и искусственных материалов на токарном станке по чертежам и технологическим картам.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о технологии обработки заготовок на токарно-винторезном станке; обучить учащихся новым трудовым операциям (обтачивать наружные цилиндрические поверхности, подрезать торцы и сверлить заготовки);

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, координации), развитию умений учебного труда (наблюдать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), мотивы труда (стремление принести пользу людям, желание овладеть какой-либо профессией, добиться высоких результатов в работе), коллективизм.

Дидактические средства: токарно-винторезный станок ТВ-6 (ТВ-7 или др.), образцы деталей, обработанных на токарно-винторезном станке, токарные резцы, чертежи деталей из металла, штангенциркули, калькуляторы; металлические заготовки для выполнения практических работ № 23—25, учебник технологии (§ 23), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация деталей, обработанных на токарно-винторезном станке, показ видеоматериалов, демонстрация приёмов работы на станке, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: управление станком, наладка и настройка станка, трёхкулачковый патрон, поводковая планшайба, обработка наружных цилиндрических поверхностей, подрезание торца, обработка уступов, прорезание канавок, отрезание заготовок.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологии обработки заготовок на токарно-винторезном станке; получение навыков самостоятельной наладки и настройки школьного станка, управления токарно-винторезным станком, выполнения токарных работ с соблюдением правил безопасного труда.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Из каких агрегатов состоит токарно-винторезный станок? 2. Укажите, где находится шпиндель, пиноль. 3. Как устроен резцедержатель? 4. Какую форму имеют детали, изготовляемые на токарном станке? 5. Каким образом перемещается суппорт станка? 6. Укажите на станке рукоятку перемещения верхних салазок. 7. Как устроен трёхкулачковый патрон? 8. Каким образом переключают продольную подачу суппорта с ручного режима на механический? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «наладка и настройка станка», «управление станком». 2. В чём состоит последовательность наладки станка? 3. Каковы этапы настройки станка? 4. Опишите устройство трёхкулачкового патрона и поводковой шайбы и их назначение. 5. Каковы правила закрепления резцов в резцедержателе станка? 6. Перечислите режимы резания и запишите, каким образом устанавливают эти режимы. 7. Опишите технологию обработки наружной поверхности заготовки на станке ТВ-6. 8. Изложите последовательность обработки уступов, прорезания канавок, отрезания заготовок. 9. Перечислите правила безопасной работы на станке. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практические работы № 23—25 из учебника с учётом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных технологических приёмов. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 23—25из учебника.Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 73—77 из учебника (аспект смыслового чтения) Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать значимость человеческой деятельности в развитии науки и техники
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. В каком случае длинную заготовку закрепляют в патроне и заднем центре, в каком — в планшайбе? 2. Каким образом устанавливают скорость резания на токарно-винторезном станке? 3. Что такое подача? 4. В каком случае подрезку торца осуществляют от цилиндрической поверхности к центру сечения, а в каком — от центра к поверхности? 5. Каким измерительным инструментом контролируют глубину просверленного продольного отверстия в заготовке? 6. Каким резцом прорезают наружные канавки? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 23; 2) повышенный уровень: найти в Интернете видеоматериалы, иллюстрирующие токарную обработку заготовок, сохранить их для электронной библиотеки кабинета технологии Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Структурировать знания, выделять главное. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Осознанно строить речевые высказывания Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения домашних заданий



Наверх