Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 14 (вариант Б)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант Б: Технологии изготовления текстильных изделий.

Тема урока. Машинная игла. Дефекты машинной строчки.

Тип урока. Комбинированный.

Цель урока: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с устройством машинной иглы, регулятором натяжения верхней нитки, приёмами ухода за швейной машиной; овладению приёмами ухода за швейной машиной, замены иглы и регулирования натяжения нитки.

Задачи:

обучения — ознакомить с устройством машинной иглы, приёмами ухода за швейной машиной, дефектами машинной строчки; обучить выполнению чистки и смазки швейной машины, замены иглы, регулирования натяжения нитки; формировать навыки учебно-исследовательской деятельности;

развития — способствовать развитию умений учебного труда (наблюдать, запоминать, сравнивать, осуществлять самоконтроль);

воспитания — воспитывать дисциплинированность (выполнение установленных требований к поведению и труду).

Дидактические средства: швейная машина, кисть, маслёнка с машинным маслом, машинная игла, отвёртка; лоскут светлой хлопчатобумажной ткани размером с тетрадный лист, швейные нитки, маленькие ножницы; учебник технологии (§ 36), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: колба, стержень, остриё, ушко; дефекты строчки: петляние сверху, петляние снизу, слабая строчка, стянутая строчка; регулятор натяжения верхней нитки.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о машинной игле, приёмах ухода за швейной машиной; овладение умениями очищать и смазывать швейную машину; заменять иглы, регулировать натяжение верхней нитки.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Какие виды машинной строчки вы умеете выполнять? 2. Как выбрать нужный вид строчки на швейной машине? 3. Когда приходит время заменить машинную иглу? 4. Какие ещё регулирующие механизмы швейной машины вы знаете? 5. Для чего нужно ухаживать за швейной машиной? Как это делают? Организует соревнование с фиксацией времени и правильности заправки в целях закрепления умения заправлять швейную машину нитками. Подводит итоги соревнования. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока. Включаются в соревнование Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Мобилизировать внимание. Уважать окружающих
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в парах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Объясните устройство машинной иглы. 2. Продемонстрируйте приёмы замены иглы швейной машины. 3. Продемонстрируйте приёмы очистки и смазки швейной машины. 4. Перечислите неполадки, возникающие в связи с неправильным натяжением ниток. 5. Покажите на образцах дефекты машинной строчки. 6. Покажите на машине регулятор натяжения нитки и продемонстрируйте приёмы устранения дефектов с его помощью. Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить практические работы № 38, 39 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в парах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из учебника). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 38, 39 из учебника Понимать и интерпретировать полученную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам. 1. Как начать очистку и смазку швейной машины? 2. Какое для этого нужно выбрать масло? 3. Для чего на колбе машинной иглы есть плоская сторона? 4. По какому признаку можно узнать, что необходимо ослабить натяжение верхней нитки? 5. Какой вид строчки подходит для регулирования натяжения? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: ответить на вопросы к § 36 Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий



Наверх