Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 16 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины.
Тип урока. Комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины; обучить учащихся приёмам точения вогнутой и выпуклой криволинейных поверхностей, шаров и дисков на токарном станке (СТД-120М или др.).
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологии токарной обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; отработать навыки самостоятельной работы на токарном станке для обработки древесины;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), общетрудовых политехнических умений;
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), развивать творческое начало личности.
Дидактические средства: токарный станок для обработки древесины (СТД-120М или др.), приспособления и инструменты для токарной обработки, видеофрагменты или видеофильм о токарной обработке древесины, чертежи деталей, образцы обработанных на станке деталей, заготовки для практической работы № 20; верстаки, линейки, кронциркуль, штангенциркуль, карандаши, рейсмус, ножовки, рубанки, киянки, шилья, кернер, шлифовальная шкурка; учебник технологии (§ 21), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов работы на токарном станке, показ видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: фасонная поверхность, штихель.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины на токарном станке; получение навыков точения конической, вогнутой и выпуклой криволинейных поверхностей, шаров и дисков, прорезания канавок, шлифовки деталей.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. В чём преимущества обработки заготовок на станке в сравнении с ручной обработкой? 2. Какие технологические операции можно выполнять на станке СТД-120М? 3. Каково назначение передней бабки, задней бабки и подручника токарного станка для обработки древесины? 4. Для чего служит патрон, планшайба и трезубец станка? 5. Какими инструментами выполняют точение? 6. Какое точение называют черновым, а какое — чистовым? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «фасонная поверхность». 2. Опишите последовательность обработки конической поверхности. 3. Охарактеризуйте технологию обработки выпуклой и вогнутой поверхностей. 4. Опишите технологию обработки шаров и дисков. 5. Назовите способы отделки точёных изделий из древесины. Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 20 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 20 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 65—69 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. В какой цвет окрашена кнопка выключения станка? Почему она имеет этот цвет? 2. Каким образом выполняют черновое точение вогнутой поверхности? Выпуклой поверхности? 3. Какой частью режущей кромки косой стамески выполняют чистовое точение? 4. Что такое штихель? 5. Какими измерительными инструментами контролируют качество фасонных поверхностей? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 21 | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Осознанно строить речевые высказывания | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |