Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
7 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 14 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Технология шипового соединения деталей из древесины.
Тип урока. Комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией шипового соединения деталей из древесины; обеспечить усвоение учащимися принципов расчёта элементов шипового соединения, приёмов изготовления изделий из древесины с шиповым соединением брусков.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологии шипового соединения деталей из древесины на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), общетрудовых политехнических умений;
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), развивать творческое начало личности.
Дидактические средства: плакаты и слайды с видами столярных шиповых соединений, эскизы деревянных рамок с шиповым соединением, заготовки из древесины для выполнения практических работ № 17, 18, инструменты для разметки, верстаки, рубанки, пилы, долота, стамески, молотки, напильники, коловороты, дрели, шилья, свёрла, струбцины, шлифовальная шкурка, кисти, клей; учебник технологии (§ 19), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов разметки, пиления, подгонки деревянных брусков и готовых изделий с шиповыми соединениями, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: шиповое соединение, шип, проушина, гнездо; запиливание и выпиливание шипов и проушин; выдалбливание проушин и гнёзд; долото, стамеска; подгонка.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии шипового соединения деталей из древесины; получение навыков расчёта элементов шипового соединения и изготовления изделий из древесины с шиповым соединением брусков.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Что такое сборка деталей? 2. Какие способы соединения брусков из древесины вы знаете? 3. Что представляет собой соединение деревянных брусков внакладку (вполдерева)? 4. Какие инструменты вы применяли в 6 классе при соединении деревянных брусков внакладку? 5. Каким образом соединены между собой колодка и линейка столярного угольника? Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументиро ванно строить речевое вы сказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «шиповое соединение». 2. Дайте определения конструктивных элементов шипового соединения: шипа, проушины, гнезда. 3. Запишите формулы для расчёта шипового соединения. 4. Сформулируйте шесть основных этапов изготовления шипового соединения. 5. Опишите технологию разметки элементов шипового соединения. 6. Какова последовательность выпиливания шипов и проушин? 7. Для каких операций предназначены долото и стамеска? 8. С какой целью для сборки шипового соединения применяют шканты? 9. Перечислите правила безопасной работы при получении шипового соединения. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практические работы № 17, 18 из учебника с учётом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов и интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных технологических приёмов. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ № 17, 18 из учебника в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 52—59 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Чем шиповое соединение отличается от соединения внакладку (вполдерева)? 2. В чём отличие гнезда от проушины? 3. Что такое ушки у шипового соединения? 4. Почему соединение называют шиповым? 5. Назовите примеры изделий, где имеются шиповые соединения. 6. Шиповое соединение — это разъёмное соединение или неразъёмное? 7. С какой целью при разметке шипов и проушин на бруске помечают вырезаемые участки? 8. Почему перед выпиливанием шипа выполняют запиливание — небольшой надрез у линии разметки? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 19 | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |