Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 1
Раздел. Современные технологии и перспективы их развития.
Тема урока. О предмете «Технология» в 5 классе. Потребности человека.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: ознакомить с целью и задачами изучения «Технологии» в 5 классе; организовать деятельность обучающихся по изучению потребностей человека.
Задачи:
обучения — сформировать понятие «потребности», обеспечить усвоение обучающимися иерархии потребностей; научить изучать свои потребности и составлять план их развития;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать), умений учебного труда (запоминать, планировать);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность, отношение к образованию как к важному и необходимому фактору для развития личности и общества).
Дидактические средства: плакат «Иерархия потребностей», электронные средства обучения, учебник технологии (§ 1), рабочая тетрадь, персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: потребности, общественные потребности, иерархия потребностей.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о личных и общественных потребностях, иерархии потребностей.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Что такое потребность? 2. Как вы считаете, какие потребности ощущает новорождённый человек? Как изменяются его потребности по мере роста, взросления? 3. Зачем вообще необходимо ориентироваться на потребности людей? 4. Попробуйте перечислить свои потребности. 5. Какие из них вы считаете общими для всех людей, а какие характерными только для вас? 6. Рассмотрите образцы (изображения) технических устройств и определите, какие потребности они могут удовлетворять. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока |
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока |
Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся,строить понятные для собеседника речевые высказывания | Обеспечивать мотивацию и деятельность. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование и заполнить маршрутный лист. 1. Дайте определение понятия «потребность». 2. Постройте иерархию потребностей, приводя примеры. 3. Объясните, почему потребности постоянно меняются. 4. Составьте план возвышения и расширения потребностей. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практическую работу № 1 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы |
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используютнеобходимую информацию (из справочных, дидактических материалов и интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных потребностей. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 1 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов |
Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 1—6 из учебника (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Приведите примеры физиологических потребностей. 2. Как современный человек удовлетворяет потребность в информации? 3. Ощущаете ли вы потребность в труде? 4. В чём выражаются ваши социальные потребности? 5. Присущи ли вам статусные потребности? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 1 |
Обобщают то новое, что
открыто и усвоено на
уроке.
Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание |
Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |