Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 28


Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.

Тема урока. Вегетативное размножение растений.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией размножения культурных растений; проведению вегетативного размножения растений.

Задачи:

обучения — ознакомить с понятиями «технологии вегетативного размножения», «размножение черенками», «размножение отводками», «размножение прививкой», «размножение культурой ткани»; обучить проводить подкормку растений;

развития — способствовать развитию моторных навыков (точность движений, координированность);

воспитания — воспитывать мотивы труда (стремление принести пользу людям, переживание красоты труда).

Дидактические средства: банка с водой, горшок, совок, черепок, мелкие камешки (дренаж), крупнозернистый песок, почвенная смесь, черенки комнатного растения; учебник технологии (§ 40), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация плакатов, показ приёмов работы; фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: технологии вегетативного размножения: черенками, отводками, прививкой, культурой ткани; черенок, материнское растение, ампельные растения.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологиях вегетативного размножения; получение опыта размножения комнатных растений черенками.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что вы знаете из уроков биологии о вегетативном размножении растений? 2. Расскажите, как проращивать корни у черенка растения, помещённого в банку с водой. 3. Расскажите, как размножается на грядке клубника? 4. Сколько новых растений может дать одно материнское растение? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока. Помогает обучающимся в проектировании плана работы Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует работу в группах. Предлагает провести исследования по следующим проблемным вопросам. 1. Объясните значение понятия «технологии вегетативного размножения». 2. Составьте алгоритм технологии размножения растений черенками, отводками, прививкой. 3. Расскажите о достижении современных биотехнологий — размножении культурой ткани. 4. Раскройте особенности проведения полевого опыта. Организует обсуждение результатов исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 50 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют результаты исследования. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 50 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 180—183 из учебника (аспект смыслового чтения) Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практической работы Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Черенки какого растения вы использовали для проведения опыта? 2. Какова цель эксперимента? 3. Для чего при проведении полевого опыта нужно иметь опытный и контрольный варианты? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 40 Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы, домашних заданий



Наверх