Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 28
Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.
Тема урока. Вегетативное размножение растений.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией размножения культурных растений; проведению вегетативного размножения растений.
Задачи:
обучения — ознакомить с понятиями «технологии вегетативного размножения», «размножение черенками», «размножение отводками», «размножение прививкой», «размножение культурой ткани»; обучить проводить подкормку растений;
развития — способствовать развитию моторных навыков (точность движений, координированность);
воспитания — воспитывать мотивы труда (стремление принести пользу людям, переживание красоты труда).
Дидактические средства: банка с водой, горшок, совок, черепок, мелкие камешки (дренаж), крупнозернистый песок, почвенная смесь, черенки комнатного растения; учебник технологии (§ 40), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация плакатов, показ приёмов работы; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: технологии вегетативного размножения: черенками, отводками, прививкой, культурой ткани; черенок, материнское растение, ампельные растения.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологиях вегетативного размножения; получение опыта размножения комнатных растений черенками.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что вы знаете из уроков биологии о вегетативном размножении растений? 2. Расскажите, как проращивать корни у черенка растения, помещённого в банку с водой. 3. Расскажите, как размножается на грядке клубника? 4. Сколько новых растений может дать одно материнское растение? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока. Помогает обучающимся в проектировании плана работы | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует работу в группах. Предлагает провести исследования по следующим проблемным вопросам. 1. Объясните значение понятия «технологии вегетативного размножения». 2. Составьте алгоритм технологии размножения растений черенками, отводками, прививкой. 3. Расскажите о достижении современных биотехнологий — размножении культурой ткани. 4. Раскройте особенности проведения полевого опыта. Организует обсуждение результатов исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 50 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют результаты исследования. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 50 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 180—183 из учебника (аспект смыслового чтения) | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практической работы | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Черенки какого растения вы использовали для проведения опыта? 2. Какова цель эксперимента? 3. Для чего при проведении полевого опыта нужно иметь опытный и контрольный варианты? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 40 | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы, домашних заданий |