Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 18 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Темы урока. 1. Технология зачистки поверхностей деталей из конструкционных материалов. 2. Технология отделки изделий из конструкционных материалов.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: по теме 1: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией зачистки поверхностей деталей из древесины, металла и пластмассы, приёмами зачистки напильниками и шлифовальной шкуркой, правилами безопасной работы; по теме 2: ознакомить с отделкой изделий из древесины (тонированием и лакированием), металла и пластмассы (окраской, эмалированием, лакированием).

Задачи:

обучения — сформировать понятия о технологии зачистки поверхностей деталей из древесины, металла и пластмассы на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и отделки деталей и изделий на уровне применения в новой ситуации, т. е. творчески; обеспечить усвоение обучающимися приёмов зачистки и отделки деталей; научить оценивать результаты работы;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, скоординированности); умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль); общетрудовых политехнических умений;

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); развивать творческое начало личности.

Дидактические средства: рашпили, напильники, крупнозернистая и мелкозернистая шлифовальная шкурка, образцы зачищенных заготовок, шлифовальная колодка, морилка, масляные краски, эмали, лак, кисти, резиновые перчатки, детали из древесины для выполнения практических работ № 30—33, учебник технологии (§ 20, 21), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов зачистки и отделки деталей и изделий,фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: зачистка, напильник, рашпиль, шлифовальная шкурка (крупнозернистая, мелкозернистая), шлифовальная колодка, отделка, тонирование, морилка, лакирование, лак, окрашивание.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологиях зачистки и отделки деталей и изделий из конструкционных материалов; получение навыков зачистки деталей (напильниками и шлифовальной шкуркой), отделки (тонированием, лакированием, окраской).

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок.
Организует дискуссию по вопросам. 1. Как вы думаете, для чего нужна зачистка поверхностей деталей из древесины после их изготовления? 2. Как вы поступите, если на поверхности металлической детали появилась ржавчина? 3. Нужно ли зачищать кромку только что разрезанной проволоки? 4. С помощью каких инструментов можно осуществлять зачистку деревянных и металлических поверхностей.
Обобщает результаты эвристической беседы.
Подводит обучающихся к определению тем и целей урока
Слушают информацию учителя.
Составляют план достижения целей урока и определяют алгоритм своих действий.
Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и ар- гументируют его
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Мобилизировать внимание. Уважать окружающих
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах.
Предлагает провести исследование и заполнить маршрутный лист. 1. Дать определения понятий «зачистка», «рашпиль», «отделка», «тонирование», «морилка». 2. Рассмотреть инструменты, используемые для зачистки поверхностей, определить их назначение. 3. Разработать алгоритм технологической последовательности операции зачистка деревянных поверхностей. 4. Разработать алгоритм технологической последовательности операции зачистка заготовок из тонколистового металла, прово локи, пластмассы. 5. Рассмотреть таблицу (слайд) «Безопасные приёмы зачистки» и сформулировать правила безопасности труда при выполнении данной операции. 6. Предложить возможные способы отделки деревянных и металлических поверхностей.
Проводит обобщение результатов работы в группах.
Предлагает выполнить практические работы № 30—33 из учебника с учётом их вариативности.
Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь.
Подводит итоги выполненной работы
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах.
Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов).
Представляют результаты исследования.
Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили.
Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целью и задачами.
Выполняют практические работы № 30—33 из учебника.
Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов
Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 95—107 из учебника (аспект смыслового чтения) Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. В каких случаях для зачистки применяют рашпиль, а в каких — напильник? 2. Как правильно нужно держать напильник при работе? 3. С какой целью перед тонированием поверхность зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой вдоль волокон? 4. Почему лак наносят на поверхность в несколько слоёв? 5. Почему при нанесении краски методом распыления из баллончика не следует долго окрашивать одно и то же место?
Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке.
Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке.
Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 20, 21
Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке.
Осуществляют рефлексию своей деятельности.
Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.
Записывают домашнеезадание
Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх