Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 4
Раздел. Творческий проект.
Темы урока. Этапы выполнения творческого проекта. Реклама.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятия творческого проекта учащегося 5 класса, ознакомлению с этапами выполнения проекта; подвести к обоснованию выбора темы проекта на основе личных и общественных потребностей, организовать поиск необходимой информации в библиотеке кабинета технологии, в сети Интернет; ознакомить с принципами организации рекламы, способами её воздействия на потребителя и его потребности.
Задачи:
обучения — сформировать понятие творческого проекта на уровне осмысления, запоминания, применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обобщить и систематизировать знания об этапах выполнения творческого проекта; научить распознавать виды рекламы;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, обобщать, систематизировать), творческого мышления и воображения;
воспитания — воспитывать творческое начало личности, мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).
Дидактические средства: библиотека кабинета технологии, электронные средства обучения, примеры творческих проектов учащихся, учебник технологии (§ 4, 5), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: творческий проект, этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, аналитический), презентация проекта, реклама.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о творческих проектах, этапах их выполнения; овладение умениями обосновывать выбор темы проекта на основе личных и общественных потребностей; ознакомление с принципами организации рекламы, способами её воздействия на потребителя и его потребности.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Предлагает рассмотреть лучшие творческие проекты, выполненные пятиклассниками прошлых лет. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое реклама, для чего она служит? С какой формой рекламы вы сталкивались в повседневной жизни? 2. Какое впечатление производит на вас реклама? 3. Готовы ли вы сразу следовать требованиям рекламы? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока |
Рассматривают представленные проекты, дают оценку. Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока |
Адекватно и аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Предлагает перечислить и охарактеризовать этапы проектной деятельности. Стимулирует высказывания об опыте проектной деятельности. Организует работу в парах, предлагает выбрать и обосновать тему проекта на основе личных и общественных потребностей. Вовлекает в самостоятельную исследовательскую деятельность — поиск разрешения поставленных проблемных вопросов по маршрутной карте. 1. Что такое реклама? 2. Перечислите принципы организации рекламы. 3. Как реклама воздействует на потребителя? Подводит обучающихся к осмыслению результатов дискуссии. Предлагает выполнить упражнение: «Выбрать один из предложенных товаров в интернет-магазине (или из представленных учителем) и разработать рекламу продукта». Подводит итоги выполненного задания, поощряет правильные предложения |
Перечисляют и характеризуют каждый этап выполнения проекта. Организуют сотрудничество и совместную деятельность в парах. Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Решают учебную задачу, предложенную учителем. Обобщают, делают выводы |
Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 12 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Управлять своей познавательной деятельностью. Ориентироваться в межличностных отношениях |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Как вы думаете, что должно содержаться в обосновании темы проекта? 2. Для чего выполняют оценку стоимости материалов для изделия? 3. Что нужно подготовить к защите проекта? 4. Чем убеждающая реклама отличается от информативной? 5. Каковы способы воздействия рекламы на потребителя? Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 4, 5 |
Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |