Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 20 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Художественно-прикладная обработка материалов. Выжигание по дереву.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией художественного выжигания по дереву, прибором для выжигания (электровыжигателем), правилами безопасной работы с электровыжигателем; научить пятиклассников качественно выжигать рисунок на детали из древесины с его последующим раскрашиванием или тонированием; формировать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологии выжигания по дереву при изготовлении изделий художественно-прикладного назначения на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и на уровне применения в новой ситуации, т. е. творчески; обеспечить усвоение обучающимися приёмов выжигания; научить оценивать результаты работы;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, скоординированности), развитию наглядно-образного мышления и воображения (репродуктивного, творческого);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); развивать творческое начало личности.
Дидактические средства: образцы изделий, изготовленных с помощью технологии выжигания, рисунки и изображения, пригодные для выжигания, деревянные детали для нанесения рисунка выжиганием, фанера, копировальная бумага, карандаши, электровыжигатель, лак, кисти, акварельные краски или фломастеры, учебник технологии (§ 22), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов выжигания по дереву, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: выжигание, электровыжигатель.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии выжигания по дереву, получение навыков выжигания по дереву при изготовлении изделий художественно-прикладного назначения; умения проводить презентацию результатов труда.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Предлагает рассмотреть лучшие творческие проекты, выполненные пятиклассниками прошлых лет. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое технология? 2. Какие виды технологий художественно-прикладной обработки материалов вы знаете? 3. Какие виды художественно-прикладного искусства представлены на данной иллюстрации? 4. Какие виды художественно-прикладной обработки материалов применяют в регионе вашего проживания, с чем это связано? 5. Что такое пирография, для чего её применяют? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока |
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Объясните, что такое выжигание, где и для чего его применяют. 2. Как устроен электровыжигатель? 3. Перечислите материалы, которые лучше всего подходят для художественной отделки выжиганием. 4. Разработайте алгоритм выполнения технологии выжигания. 5. Какие безопасные приёмы работы необходимо соблюдать при выжигании? Проводит обобщение результатов работы в группах. Предлагает выполнить практическую работу № 35 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы |
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов,интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 35 из учебника. Осуществляют самоконтроль, самопроверку выполненной работы |
Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 112—115 из учебника (аспект смыслового чтения) | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практической работы | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Как подготавливают поверхность детали из древесины к выжиганию и переносят на неё рисунок? 2. Что происходит, если очень сильно нажимать наконечником электровыжигателя на поверхность детали из древесины? 3. Почему во время перерывов в работе нельзя оставлять на столе включённый электровыжигатель? 4. Почему для отделки изделия с выжженным рисунком не используют масляные краски? 5. На каком расстоянии от глаз должна располагаться поверхность, на которую наносится выжигаемый рисунок? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 22; 2) повышенный уровень: найти в Интернете, книгах и журналах рисунки изделий, которые можно выпилить лобзиком или нанести выжиганием на изделие из древесины; выбрать лучшие изображения для размещения в библиотеке кабинета технологии |
Во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя. Объясняют,анализируют, формулируют ответы, выдвигают идеи. Контролируют правильность ответов одноклассников. Проводят презентацию результатов практической работы. Высказывают мнение о прошедшем уроке в форме конструктивного диалога. Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения |
Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог, оценивать его действия. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий |