Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 15 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Технология получения отверстий в заготовках из конструкционных материалов.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с инструментами для получения отверстий в заготовках из древесины, тонколистового металла и пластмассы, видами свёрл и их назначением, способами закрепления заготовок и приёмами сверления, правилами безопасной работы; сформировать у учащихся умения качественно сверлить заготовки из древесины и металла по разметке; развивать аккуратность и трудолюбие.
Задачи:
обучения — сформировать понятия о получении отверстий в заготовках из конструкционных материалов на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и применения в новой ситуации, т. е. творчески; обеспечить усвоение учащимися приёмов сверления заготовок по разметке; научить оценивать результаты работы;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, скоординированности); умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль), общетрудовых политехнических умений;
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); воспитывать коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); развивать творческое начало личности.
Дидактические средства: свёрла, дрели, коловороты, шило, угольники, линейки, карандаши, струбцины, верстак, тиски, металлическая плита, кернеры, пробойники, заготовки из древесины, металла и пластмассы для выполнения практических работ № 24, 25, учебник технологии (§ 17), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов сверления заготовок, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: сверление, отверстия (сквозные, глухие), спиральное сверло, коловорот, дрель, струбцина, бородок (пробойник), электродрель.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений об инструментах и приспособлениях для сверления заготовок из конструкционных материалов; получение навыков сверления заготовок на столе верстака и в тисках.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристический диалог по вопросам. 1. Перечислите изделия, в которых есть отверстия. 2. С какой целью их делают? 3. Какую форму имеют эти отверстия? 4. Рассмотрите инструменты, представленные на рисунке (плакате, слайде), и выберите те, с помощью которых можно выполнить операцию сверления; обоснуйте свой выбор. 5. Как называются инструменты для выполнения сверления; что их объединяет и чем они различаются? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока |
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выполняют поставленную учителем учебную задачу. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему урока с учителем. Определяют индивидуальную цель урока. Составляют план достижения целей на уроке |
Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует работу в группах. Предлагает: 1. Рассмотреть образцы свёрл, их устройство и определить, чем они различаются и для чего предназначены. 2. Объяснить, что такое сверление. 3. Перечислить инструменты и приспособления, необходимые для выполнения операции сверление, их назначение. 4. Проанализировать рис. 72, 73 из учебника. Охарактеризовать технологическую операцию, представленную на рисунках. Что их объединяет, в чём различие? 5. Сформулировать правила безопасных приёмов труда при выполнении данной операции. 6. Рассмотреть технологию сверления на примере конкретного изделия и составить технологическую карту. Проводит инструктаж и демонстрирует приёмы пробивания отверстий в тонколистовых металлических заготовках, сверления заготовок из древесины и металла на верстаке и в тисках. Проводит обобщение результатов работы в группах. Предлагает выполнить практическую работу № 24 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Предлагает выполнить практическую работу № 25 из учебника. Подводит итоги выполненной работы |
Осуществляют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, выполняют учебные задачи, поставленные учителем. Представляют полученные результаты. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целью и задачами. Выполняют практические работы № 24, 25 из учебника. Анализируют, оценивают результаты выполненной работы |
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 70—79 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Как размечают центры будущих отверстий на заготовках из древесины и металла? 2. Для чего предназначена канавка спирального сверла? 3. Как можно определить диаметр сверла? 4. Для какой цели при сверлении используется подкладная доска? 5. Можно ли пробивать отверстия бородком в листовой пластмассе? Инициирует рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 17; 2) повышенный уровень: найти в Интернете информацию о том, в каких образовательных организациях можно получить профессию сверловщик; узнать, есть ли в вашем городе такие организации; рассказать об этом на следующем уроке |
Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание |
Структурировать знания, выделять главное. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Осознанно строить речевые высказывания | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения домашних заданий |