Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 15 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Тема урока. Технология получения отверстий в заготовках из конструкционных материалов.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с инструментами для получения отверстий в заготовках из древесины, тонколистового металла и пластмассы, видами свёрл и их назначением, способами закрепления заготовок и приёмами сверления, правилами безопасной работы; сформировать у учащихся умения качественно сверлить заготовки из древесины и металла по разметке; развивать аккуратность и трудолюбие.

Задачи:

обучения — сформировать понятия о получении отверстий в заготовках из конструкционных материалов на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и применения в новой ситуации, т. е. творчески; обеспечить усвоение учащимися приёмов сверления заготовок по разметке; научить оценивать результаты работы;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, скоординированности); умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль), общетрудовых политехнических умений;

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); воспитывать коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); развивать творческое начало личности.

Дидактические средства: свёрла, дрели, коловороты, шило, угольники, линейки, карандаши, струбцины, верстак, тиски, металлическая плита, кернеры, пробойники, заготовки из древесины, металла и пластмассы для выполнения практических работ № 24, 25, учебник технологии (§ 17), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов сверления заготовок, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: сверление, отверстия (сквозные, глухие), спиральное сверло, коловорот, дрель, струбцина, бородок (пробойник), электродрель.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений об инструментах и приспособлениях для сверления заготовок из конструкционных материалов; получение навыков сверления заготовок на столе верстака и в тисках.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок.
Вовлекает в эвристический диалог по вопросам. 1. Перечислите изделия, в которых есть отверстия. 2. С какой целью их делают? 3. Какую форму имеют эти отверстия? 4. Рассмотрите инструменты, представленные на рисунке (плакате, слайде), и выберите те, с помощью которых можно выполнить операцию сверления; обоснуйте свой выбор. 5. Как называются инструменты для выполнения сверления; что их объединяет и чем они различаются?
Обобщает результаты эвристической беседы.
Подводит обучающихся к определению темы и целей урока
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы.
Высказывают свои предложения.
Выполняют поставленную учителем учебную задачу.
Выявляют свои затруднения.
Согласовывают тему урока с учителем.
Определяют индивидуальную цель урока.
Составляют план достижения целей на уроке
Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует работу в группах.
Предлагает: 1. Рассмотреть образцы свёрл, их устройство и определить, чем они различаются и для чего предназначены. 2. Объяснить, что такое сверление. 3. Перечислить инструменты и приспособления, необходимые для выполнения операции сверление, их назначение. 4. Проанализировать рис. 72, 73 из учебника. Охарактеризовать технологическую операцию, представленную на рисунках. Что их объединяет, в чём различие? 5. Сформулировать правила безопасных приёмов труда при выполнении данной операции. 6. Рассмотреть технологию сверления на примере конкретного изделия и составить технологическую карту.
Проводит инструктаж и демонстрирует приёмы пробивания отверстий в тонколистовых металлических заготовках, сверления заготовок из древесины и металла на верстаке и в тисках.
Проводит обобщение результатов работы в группах.
Предлагает выполнить практическую работу № 24 из учебника.
Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь.
Предлагает выполнить практическую работу № 25 из учебника.
Подводит итоги выполненной работы
Осуществляют сотрудничество и совместную деятельность в группах.
Проводят исследование, выполняют учебные задачи, поставленные учителем.
Представляют полученные результаты.
Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили.
Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целью и задачами.
Выполняют практические работы № 24, 25 из учебника.
Анализируют, оценивают результаты выполненной работы
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 70—79 из учебника (аспект смыслового чтения) Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Как размечают центры будущих отверстий на заготовках из древесины и металла? 2. Для чего предназначена канавка спирального сверла? 3. Как можно определить диаметр сверла? 4. Для какой цели при сверлении используется подкладная доска? 5. Можно ли пробивать отверстия бородком в листовой пластмассе?
Инициирует рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке.
Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке.
Обсуждает варианты домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 17; 2) повышенный уровень: найти в Интернете информацию о том, в каких образовательных организациях можно получить профессию сверловщик; узнать, есть ли в вашем городе такие организации; рассказать об этом на следующем уроке
Осуществляют рефлексию своей деятельности.
Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.
Записывают домашнее задание
Структурировать знания, выделять главное. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Осознанно строить речевые высказывания Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения домашних заданий






Наверх