Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 12 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Технология резания заготовок из древесины, металла, пластмасс.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с инструментами и приспособлениями для резания заготовок из древесины, тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов; правилами и последовательностью резания заготовок различной толщины и формы, правилами безопасной работы; обучить учащихся качественно вырезать заготовки из конструкционных материалов по разметке, развивать аккуратность, трудолюбие.
Задачи:
обучения — сформировать понятия о резании заготовок из конструкционных материалов на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и применения в новой ситуации, т. е. творчески; обеспечить усвоение учащимися приёмов резания заготовок из конструкционных материалов по разметке; научить оценивать результаты работы;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координированности), общетрудовых политехнических умений;
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); развивать творческое начало личности.
Дидактические средства: технологические карты изготовления деталей из древесины и металла, верстак, столярные ножовки, слесарные ножницы, кусачки, плоскогубцы, тиски, рукавицы, размеченные заготовки из древесины, тонколистового металла, проволоки, пластмассы для выполнения практических работ № 20, 21, учебник технологии (§ 14), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов резания заготовок, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: пиление, столярная ножовка, слесарные ножницы, кусачки.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о резании заготовок из конструкционных материалов; получение навыков пиления заготовок из древесины и резания тонколистового металла, проволоки, пластмасс по разметке.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. Объясните, древесину какой породы труднее распилить и почему. 2. Объясните, какой металл резать труднее: медь или сталь. 3. Можно ли вручную отломить кусок алюминиевой проволоки толщиной 3 мм, выдержав точно его длину? 4. Выберите из предложенных инструментов только те, с помощью которых можно распилить древесину, разрезать металл. Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока |
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование и заполнить маршрутный лист. 1. Рассмотрите, какие инструменты представлены на рис. 48 из учебника и скажите, чем они отличаются друг от друга, для чего используются. 2. Для чего используется электролобзик? 3. Как правильно выполнять пиление древесины? 4. Определите правильные приёмы заточки стамески и её доводки и правки. 5. Предложите варианты заточки зубьев пил для поперечной резки древесины, способы разводки пил. 6. Каким образом осуществляют резание тонколистового металла? 7. Какие безопасные приёмы нужно использовать при выполнении данных видов операций? Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практические работы № 20, 21 из учебника с учётом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы |
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целью и задачами. Выполняют практические работы № 20, 21 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов |
Понимать и интерпретировать полученную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Какой пилой нужно распиливать тонкую заготовку из древесины? 2. Для чего перед распиливанием заготовки в ней делают небольшие надрезы — запилы? 3. Для какой цели используют стусло? 4. Какие правила безопасности следует соблюдать при отрезании проволоки кусачками? 5. Почему при резании тонколистового металла лезвия ножниц нельзя сводить до конца? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействию с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждают варианты выполнения домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 14 |
Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание |
Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное |
Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника,при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |