Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 3
Раздел. Современные технологии и перспективы их развития.
Тема урока. Технологический процесс.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятия технологического процесса и его параметров, видов сырья и ресурсов, способов получения и взаимозаменяемости ресурсов, побочных эффектов реализации технологического процесса; обучить составлять технологические карты простых процессов, связанных с организацией действий и взаимодействия в быту.
Задачи:
обучения — сформировать понятия технологического процесса и технологической операции на уровне осмысления, запоминания, понятие технологической карты на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обобщить и систематизировать знания о параметрах технологического процесса;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, обобщать, систематизировать), умений учебного труда (наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); воспитывать коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).
Дидактические средства: библиотека кабинета технологии, электронные средства обучения, учебник технологии (§ 3), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация фото- и видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: производственный процесс, технологический процесс, сырьё, ресурсы, взаимозаменяемость ресурсов, изделие, параметры технологического процесса, технологическая операция, инструкция, алгоритм, технологическая карта.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о современных технологических процессах, их параметрах, видах сырья и ресурсов; овладение умениями составлять технологические карты простых процессов, связанных с организацией действий и взаимодействия в быту.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое производственный процесс, технологический процесс, технологическая операция? 2. Чем различаются производственный и технологический процесс? 3. Почему нельзя менять последовательность производственных операций в технологическом процессе? 4. Составьте технологическую последовательность изготовления какого-либо изделия. Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока |
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока |
Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование и заполнить маршрутный лист. 1. Дайте определения понятий «производственный процесс», «технологический процесс», «технологическая операция». 2. Охарактеризуйте параметры технологического процесса. 3. Перечислите виды ресурсов. 4. Назовите способы получения ресурсов. 5. Охарактеризуйте возможность взаимозаменяемости ресурсов. 6. Разработайте технологические карты простых процессов, связанных с организацией действий и взаимодействия в быту. Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практические работы № 3, 4 из учебника с учётом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы |
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Разрабатывают технологическую карту. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целью и задачами. Выполняют практические работы № 3, 4 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов |
Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 11 и в табл. 12 из учебника (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Перечислите возобновляемые энергоресурсы. 2. Назовите параметры технологического процесса. 3. Чем алгоритм отличается от инструкции? 4. Для чего предназначена технологическая карта? 5. Назовите отрицательные побочные эффекты, возникающие в технологических процессах. Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 3 |
Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание |
Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |