Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 8 (вариант Б)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов.

Тема урока. Технологии производства текстильных материалов.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с видами текстильных материалов, процессом производства ткани.

Задачи:

обучения — сформировать представление о видах текстильных материалов, современных технологиях производства тканей, ткацких переплетениях; обучить определять долевую нить и лицевую сторону ткани;

развития — способствовать развитию сенсорных навыков (умения определять признаки и свойства материалов по их цвету, блеску, на ощупь);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность).

Дидактические средства: образцы текстильных материалов: тканей, нетканых материалов, швейных ниток и тесьмы; примеры изделий различного назначения из текстильных материалов; учебник технологии (§ 23), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: волокно (натуральное и химическое); прядение; долевые нити (основа); поперечные нити (уто́к); ткацкий рисунок; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетения; раппорт; отбелённая, гладкокрашеная, набивная ткань; оператор прядильного производства; ткач; нетканые материалы: клеевые и утепляющие; швейные нитки.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о текстильных материалах; овладение умениями исследовательской деятельности по определению направления долевой нити, лицевой и изнаночной сторон ткани.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок.
Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое пряжа, прядение, ткачество? 2. Что служит сырьём для производства тканей? 3. Из каких растений получают волокна для изготовления ткани? 4. На какие группы делятся текстильные волокна? 5. Какими физическими свойствами обладают натуральные ткани? 6. Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани? Как определить в ткани долевую нить и нить утка?
Предлагает обучающимся рассмотреть представленные образцы лоскутов и определить, из каких текстильных волокон они изготовлены, распределить их по группам (натуральные ткани, искусственные ткани).
Обобщает результаты эвристической беседы.
Подводит обучающихся к определению темы и цели урока.
Помогает составить план достижения цели
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы.
Высказывают свои предложения.
Выполняют предложенное учителем задание.
Представляют и комментируют результаты выполнения учебной ситуации.
Выявляют свои затруднения.
Согласовывают тему урока с учителем.
Определяют индивидуальную цель урока.
Составляют план достижения цели на уроке
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Мобилизировать внимание. Уважать окружающих
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует работу в группах.
Предлагает решить следующие учебные ситуации. 1. Выстроить технологическую цепочку производства ткани, охарактеризовать каждый этап. Сравнить процессы прядения и ткачества, определить, что их различает. 2. Рассмотреть образцы тканей и определить, какие из них относятся к тканым, а какие — к нетканым материалам. На какие группы они подразделяются? 3. Объяснить, в каких случаях используют нетканые материалы.
Проводит обобщение результатов работы в группах.
Организует выполнение практических работ № 36, 37 из учебника.
Контролирует процесс выполнения задания, при необходимости оказывает помощь.
Подводит итоги выполненной работы
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах.
Выполняют предложенные учителем учебные ситуации.
Представляют результаты.
Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей лабораторной работы в соответствии с её целью и задачами.
Выполняют практические работы № 36, 37 из учебника.
Анализируют, оценивают результаты выполненной работы
Понимать и интерпретировать полученную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практической работы Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам. 1. Чем отличается ткань от нетканого материала? 2. Какую продукцию выпускают прядильные предприятия? 3. Чем отличается долевая нить от поперечной по прочности? 4. Сформулируйте понятие «раппорт». 5. Назовите отделочные процессы, которые проходит суровая ткань.
Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке.
Обсуждает варианты домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 23; 3) начать создание коллекций тканей (отбелённая, гладкокрашеная, набивная и пестротканая ткань) и нетканых материалов (клеевая прокладка, прокладка-корсаж, клеевая паутинка, синтепон)
Осуществляют рефлексию своей деятельности.
Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.
Записывают домашнее задание
Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету, систематическоговыполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх